|
АНТОЛОГИЯ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
или “с
паршивой овцы – хоть шерсти клок...”
(кусок рецензии на «строфы века» евтушенко/витковского/[ф.медведева/э.штейна…])
...
где-то году в 62-м мы с Григорием Леоновичем /он же Лукьянович/ Ковалёвым,
параллельно всем прочим проектам, затеяли “Антологию одного стихотворения”,
исходя их того, что у самого хуёвого
поэта – найдётся
хоть один настоящий стих.
исходя
из многого книжного опыта, в перелистывании всех сотен и тысяч советских
поэтов в отделе у люсеньки левиной, в “доме книги”. и у танкиста сергея
сергеевича орлова было стихотворение “Его зарыли в шар земной...”, и у
фельетониста леонида лиходеева – в единственном сборничке “открытое окно” /и
даже не одно,
а чуть не все/,
и у ...
но
вскорости наш пыл поиссяк. в поисках хоть чего-то – приходилось пролистывать
такие груды макулатуры, издаваемые, к тому же, повторными, “третичными”,
“четвертичными” и вообще неиссякаемыми тиражами, что мы ограничились –
“самиздатом”.
и
первым опытом была “антология советской патологии” /декабрь 1962, выпуск
1-й/, названная нахально, но включавшая в себя по стишку и два – всех
ведущих и “не-ведущих” московских и ленинградских поэтов. почти всех, исходя
из того, что основным источником по москве – был алик гинзбург, к которому и
мотался гришка-слепой, привозя в обмен ленинградскую продукцию.
выпуск
этот, куда входили и бродский-бобышев-рейн-найман, и красовицкий, и хромов,
и бурич, и рубцов, и шнейдерман, и – не помню ещё,
кто, потому что той же зимой единственный мой экземпляр был замылен (вместе
с портретом “лалы” /сделанным по циклу стихов художниками-мухинцами –
покойным саней юдиным и здравствующим членом валерой ивановым/, и, вроде, ещё
чем-то) поклонниками наших чтений-выставок – человеком, которого звали
“гуля”. сейчас друг его, поэт боб бирюлин, со вторым визитом в нью-йорке, но
до меня за неделю ещё
не добрался. а ведь во время путча, в 92-м, я как раз и просил его выяснить
судьбу антологии и портрета.
второй
выпуск этой же антологии /вышедший ли? не помню.../, имеется у меня списком
авторов в рабочем блокноте тех лет. придёт
мышь, поищет.
но сама
идея – совать по стишку (пригодная для “самиздата”: см., например, “молитву”
переводчика “с нанайского” /поэта владимира санги/, лёвы
ряузова в томе 1-м антологии), не оправдывала себя уже – ограничением. а
что, если у обгоревшего мордой в танке орлова – нашлось бы ещё
одно? или два?...
... а
находилось не у него одного. копая в “горьковке” издания 30-х и 40-х, в
отделе поэзии у “кошечки” изольды (рядом с которой всегда стоял бессменный,
безобразный и безнадежно влюблённый
гриша) – я натыкался и на “эрцинский лес” мартынова, и на “до-китайского”
гитовича, и на раннего прокофьева (“на смерть маяковского”, “разговор по
душам”), и на много чего ещё.
книги
не поспевали уничтожать, равно как и авторов.
вдобавок, пошла волна “позднего реабилитанса” и появились кедрин, поздний
/формальный/ кирсанов, павел васильев, луговской, искалеченный заболоцкий и
начисто – под корень – самокастрированный сельвинский. но кое-что можно было
разыскать и там.
было бы
желание. а оно – было. началось это с “политехнической” группы в публичке
/1959/, поэты и слушатели которой, практически, все бросили писать /или даже
и не начинали/, но миша пчелинцев /фотоабстракционист и физик-теоретик,
попутно – кладезь непристойной современной “фольклористики”, непревзойдённый
исполнитель лорки, гильена, станека киселёва
и первопубликовавшейся в “литературке” ещё
“треугольной груши” вознесенского,
нецензурированной/
и натан завельский /просто – неистребимый слушатель и друг-ценитель/, отпив
своё
в 60-х – по моём
отъезде уже в 75-м воспитали “следующее поколение”, из которого живьём
знаю витю скард-лапидуса
/лапицкого/, переводчика антонена арто и порноэротического романа гийома
аполлинера «тысяча и одна палка», а также привозимых им изданий менее
интересных мне молодых поэтов. /не потому что они “плохие”, а потому, что я,
всё-таки,
“шестидесятник”: мне в них импонирует культура, но – остутствует
дерзновенный напор. потому что всё
уже, практически, “дозволено”.../
во
2-ом, ненаходимом /даже списком и блокнотом/ выпуске “АСП”, находились имена
и вовсе исчезнувшие с поэтического горизонта /голофаст, фролова, боб
безменов/, и 2 текста шраера-петрова, и мамонов /съехавший ныне в полное
христианство/, и геннадий алексеев, и домашев, и морев, и я, разумеется.
всё
равно тиражи у нас были “от трёх
до пяти”: на боре-тайгинской “колибри”, или на эстеркином “консуле” (на нём
вытюкивал сам, собственноручно /-пальчично?/ свою “большую
элегию джону донну” будущий нобелиат). “консул” боря для эстер купил – с
невальцованным шрифтом /криминал!/ и бил он – до 9-ти экземпляров на
папиросной (первый, правда – до дыр: вываливались не только точки-запятые,
но и середина “о”, и дырки в “е” и “а”...)
“антология одного стиха”... так и не состоявшаяся, но мы-то, читатели
чрезвычайно узкого круга – и по одному стишку знали, ху из кто – кто есть
рощин, а кто ловлин /он же – “всеволод луговской”/, и в чём
– между них – разница.
что
никак не явствует в антологии евтушенко: ну понравился жене
(или очередной жене его, маше) стишок какого ткача или
задавленного танком, при путче, кричевского – так зачем же об этом кричать?
“пусть
всегда будет мама?”
да ещё
если стишок – “не из лучших” /по подлости е.а. – у меня или у панкратова,
или – по полной безвкусице претенциозного “составителя” – у большинства
остальных/...
вообще-то, помимо “искоренения формализма”, наблюдается и некоторая общая
тенденция: стихи выбираются либо “гражданско-лирические”, либо
“лирически-исповедальные” – а уж в этих двух направлениях е.а. полный и
признанный и непревзойдённый
мэтр. отчего его “соперники” и выглядят бледно и немочно, не говоря, что и
“соперников” он подбирает – гм...
как
выпускают боксёра-призёра
на побиение “кукол”, чтоб подогреть интерес публики к главному блюду...
блюдо
он щедро поделил – на пятерых (как я уже говорил:
вознесенский-рождественский-ахмадулина-бродский-е.а. …).
как в
первой четверти века – он ужал уничтоженных футуристов до несравнимости с
выжившими акмеистами, перенеся и акцент и внимание – в сторону массового,
общепринятого, так и со “своим поколением” – подурезал горбовского, соснору
пустил ... одним стишком, а бродскому – аж целых две подборки: авторская и
евтушенковская.
из чего
автоматически вытекает, что соснора – меньше бродского, и даже самого е.а. а
соснора, сдаётся
мне – больше.
а
набрать 500-800 /или даже 8 000 поэтов/ ОДНИМ стишком – за столетие почти! –
это, простите, не проблема. и не подвиг.
только
в “салонах пушкинских времен” (книгу эту давал мне когда-то витюша кривулин)
– насчитывалось никак не меньше 200-300
имён.
от туманского до воейкова или самого льва сергеевича, “лёвушки”...
копаясь
тут как-то с антологией боуринга (шпиона по совместительству, и автора ещё
какой-то
сербо-кроатской антологии), свиснутой в развалах техасского университета, за
полной ненадобностью им – поразился грамотности подбора русских поэтов на
1820-й год: сравнимо только с подборкой “всемирной литературы” (где работала
банда академиков!), а боуринг – сделал это ОДИН (ну, может, с помощью барона
аделунга, которому и автограф), при этом не зная по-русски.
все
ведущие имена на 1820-й, не было только ... пушкина. я изломал себе голову:
может, александр сергеич барону этому рога наставил? слушок какой про “шпиёна”
пустил? и что ж его вяземский и жуковский (включённые)
не порекомендовали? а ларчик открывался просто: пришла учительница русского
языка начальной школы (не читавшая ни вересаева, ни губера, ничего): “так
ведь пушкин тогда в кишинёвской
ссылке пребывал!” биографию поэта она, в отличие от меня, преподавала и –
знала.
никак
не мог высланный поэт (даже с заручкой воспитателя цесаревичей) попасть в
престижную зарубежную антологию!
... а
евтушенко, сколько мне знается, по-русски – знает, и даже на паре-тройке
зарубежных спикает, ему-то чего стоило “таких трудов” перешерстить какую-то
неполную тысчонку имён?
может, в ленинку его не пускали? так и мне приходилось, по “забытому
авангарду” – пару американских профессоров за надобными материалами туда
гонять: я ж не выездной, ни в какую сторону.
а если
учесть, что всё
“зарубежье” он получил готовеньким от штейна и витковского,
да многое – от
неупомянутого со-составителя, журналиста феликса медведева, за “начало
века”
– и говорить нечего, сотни антологий же уже ж! – остаётся?
30-е – 50-е годы, и – без него покрытый “самиздат” 60-х – 70-х. в дальнейшем
– он уже “пользовался” готовыми антологиями:
моей, “новых”
и “верлибристов” (по-свински, воровски…).
оставалось – “заново покрыть” поэзию лауреатов и функционеров сталинского
периода /воспитателей и благодетелей е.а.евтушенко/, и горстку выживших
фронтовиков.
а если
учесть, что с первых же публикаций в “огоньке” – ему слали наивные и неискушённые
люди свои и друзей сберегаемые годами рукописи и сборники, то – труд
компилятора заключался, чтоб выбрать чего “на свой вкус”.
он и
выбрал.
а вы –
вкушайте.
/23
ноября 1995,
по
уходе сирены на ночное дежурство в бар,
в
американский праздник “день благодарения”.../
|