ЧЁРНОЕ СТЕКЛО ЛЕОНА Л. БОГДАНОВА
вроде, и знаю – не хуже-ближе (дольше)
михнова, алкоголика, но между нами стояла чёрного стекла стена наркоты
1967...
приходится заниматься “ИСТОРИЕЙ искусств”
поскольку “современников”, в большинстве, уже нет (и те – далече), а память
– вещь необычайно хрупкая, фрагментарная и лживая вероятно, встретился я с
леоном богдановым, “элликом”, в помянутом 1967-м около того где-то в том
году состоялось знакомство с эрлем “эллики и эрлики”, как называл их я
документация пошла позднее
во всяком случае, историческое фото эрля и
эллика снято гран-борисом /кудряковым/ – 28 июня 1970, “на манежной площади
около малой садовой”
и снабжено двумя автографами – эрля и
эллика – непонятных поздейших лет (1972?),
см.
“Антологию новейшей русской поэзии у Голубой лагуны”, том 4А
1970-м же “датируется” мой
единственный визит к эллику на блохина, с моей женой, “мышью” (она же – ЭКП)
когда лишь я и смог – воочию – наблюдать его “творческий метод”
комнатушка, с немытыми стёклами, диван (прожжёный)
и горелая дырка в полу, около него: эллик заснул с косячком или с сигаретой
(или – он курил “беломор”? – пригодный для того и того?)
по стенкам, вроде бы, ничего: грязные обои
(всяко: “окантованных картин”, обычных в мастерской-студии – не было) был
угощён чифирём, в белом эмалированном ковшике – по меньшей мере, “квартом”
(слой чая занимал три четверти посудины)
деньги – малые, пенсионные (по шизе) и
малые же случайные приработки – уходили на индийский чай (38 коп. пачка?) и
афганский гашиш-планчик (рупь – косяк, кодеин при этом стоил сущие копейки,
и в 60-х – без рецепта ещё)
пельмени – 40 коп., пачка (гнида-овчина,
он же нынешний коммерсушник №2, художник в.а.овчинников, их называл
“акридами”, коими в пустыне монаси-схимники питались)
хлеб – 14 копеек буханка, формовой (и
круглый, в ту же цену или чуть дороже – 16?)
на кисти-краски и холсты-бумагу –
оставался голый и абсолютный ноль
(изобретённый индусами, коего востока
знатоком и поклонником, “ориенталистом”, как и михнов – был, в своей
“дзеновой прозе”, эллик)
где там стояла оцинкованная детская
ванночка (или – стиральное корыто?) – в коммунальной ванной ли, но не в
комнате – не упомню
в корыте были свалены листы “мусорной
бумаги”: тетрадочной, альбомной, просто какой-то обёрточной, разного формата
и текстуры
“я, говорит, засыпаю их анилиновыми
красками (2 копейки – или 29? – пакетик), потом порошку алюминиевого,
которым фонарные стобы красят – и размешиваю
на готовые мокрые листы налепляю таблетки
от шизофрении – от них жёлтый ореольчик остаётся”
потом по полу рядами раскладывались все –
сотня – листов
эллик смотрел – и выбрасывал ровно 90%,
оставляя 10
когда из десяти десятков складывалась
очередная сотня – следовал новый (окончательный?) селекционный отбор
в результате, пришедший на мою выставку
“23-х” михнов-войтенко – увидел с полдюжины работ эллика (вертикальный ряд,
за скудостью места) – и сказал, на одну: “д-дааа...” (и помню – на какую,
есть где-то в слайдах)
работы были из собрания эрля
два ведущих абстракциониста, участвуя в
моей выставке 1974-го работами – ни на открытии, ни далее – лично не
появлялись
михнов уже был “антисоциабелен”, а эллик,
не исключено, находился в больничке-дурке
в тот единовременный визит 70-го – эллик
не возражал, когда я отобрал пачку работ (из подвергшихся селекции,
аннулированных)
на старо-невском, в своей комнате в
коммуналке – “мышь” изобразила по лету 1970 (к нашей запоздавшей свадьбе) –
коллажи из элликовых работ, по стенам: кресты из “кругов” (эллик явно
пользовал – лабораторные фильтры), композиции из прямоугольных листов
абстракции красно-сине-фиолетовых тонов (анилин), с блёстками алюминиевого
порошка
7 работ эллика (одна – с фильтрами и
таблетками, похоже) – чудом сохранились, поскольку были “окантованы”
(наклеены на дешёвый полукартон, кальсонного цвету), все – “начала лета
1970” (поскольку к свадьбе в августе – они уже висели, на старо-невском)
остальная полусотня “неокантованных” –
вероятно, погибла (поскольку матушка моя – никогда не была “поклонницей
пикассо”, выросши на клевере и рерихе)
дело “исхуйствоедов” – разбирать
абстрактные композиции эллика (магрит или мондриан?), равно и
михнова-войтенко – и пишут уже (спохватились)
моё дело было – запомнить и полюбить
художника эллика (леона л.) богданова – в мои немногие с ним эпизодические
встречи 1970?-1975 и сохранить хоть 7 его работ
вру: у нортона в коллекции сохранилась (от
меня) элликова работа “со штампами”, единственная имеющаяся в его музее
циммерли-ратгерз:
где-то эллик раздобыл какие-то допотопные
монетные(?) клише – с двухголовым орлом и надписью допетровской кириллицей
(диаметром в 5 и 10 см! – щас смерил), и тискал таковые на чём ни попадя (на
заливках тушью и акварелью, или анилине)
белую рубашку, украшенную чёрными
оттисками этих клише (подарок к свадьбе?) – мать моя с возмущением выкинула
присутствал, как бы, элемент коллажа – и
шрифтов
и это тоже мне помнится – все 33 года,
треть века
его рисунки, представляющие тоже
несомненный интерес – помнятся мне меньше (а видел – немало), нежели эти
ташистские заливки анилином – и “жёлтенькие таблеточки от шизофрении”, равно
и орлиные штампы
для меня леон л. богданов – всегда был
“антиподом” михнова-войтенко: там где женя организовывал дисциплинированный
“жест”, эллик организовывал “случай”
пальчиком в небо: тык – не попал... тык,
тык – попал!...
михнов пальчиком в небо не тыкал, он его
создавал
но эллик, своей организацией “случайного”,
безошибочным методом “эстетического отбора” – удивлял меня ещё больше
жаль, что с ровесником (он, вроде, 1941) –
встретившись всерьёз в 30 лет – мне, практически, не удалось пообщаться
по причине сугубой разности кайфов:
алкоголического (у меня) и наркотического (у него)
хотя повязаны мы были – “всеми нитками”
(см. в Ант.):
“эллик и ентин чесались у меня на кушетке,
как стадо обезьян, после коды с планом” (том 2А)
“эллик, забивая косячок в катькином
садике, в январе – обнаружил под скамейкой в дупель пьяного глеба
горбовского, и доставил его домой, на пушкинскую
“а ведь если б это был не я – я бы
замёрз!”, – серьёзно прокомментировал мне глебушка отчёт об этом событии”
(том 1)
эллик, как художник и прозаик –
присутствует у меня аж в двух томах: 4А и 5Б
и доброй полусотней расползшихся по миру
(и невем куда) – литографированных и маслом портретов работы легендарной
герды неменовой – виденных у неё в период написания и рисования моего
эллик был её любимейшей “моделью”
странно, но эрля она практически не
рисовала (или – не видел?)
лицо у эллика было прекрасное,
боговдохновенное, тонкое
даже в период последних съёмок наших, с
фотографом геной приходько, в 75-м – когда эллика уже довела наркота,
пополам с шизофренией
далее см. – ненаписанные воспоминания эллы
липпы, эрля, галецкого, михнова-войтенко, горбовского, кулакова/виньковецкого,
ентина, славинского, аронзона/альтшулера, хвоста/волохонского, миронова/макринова,
левитина и бровиной – всего нашего, не столь уж и узкого, круга
и следующего уже поколения – кирилла
козырева, и?...
/8 февраля 2002/
[ИЗ ПИСМА ХУДОЖНИКУ ГРОБМАНУ, ИЗДАТЕЛЮ
“ЗЕРКАЛА”, 1996]
"... а давай, я дам материал по герте
неменовой, ученице ларионова-гончаровой? я её любил и она меня писала
/портрет – хоть в фото – тщетно тщатся достать: сын жопой сидит на
наследстве/, её мемуары тиснуты, и гранин-гнида, и русаков-гусаков из
русского – уже потщились, а она была – живая. а не мумия...
рисуночек вот сейчас её – валя левитин
прислал /единственный, вроде, оставшийся серьёзный художник во всём
коммерсушном питере.../, но он с жопой-басиным в какие-то «числа» играет –
понять не могу, сплошная кабаллистика... мандала – НЭ знаю. мандолина и
манда – пожалуйста.
ненавижу искуствоведение.
ладно, нужно – не нужно, буду писать о
герде... она того стоит."
(GROB96IZ.FEB.UTF /Гробману в Изариль/
наутро вечером после 23-го февраля 1996)
ответу не было (как всегда)
2002
... о гердочке я так и не написал
/9 февраля 2002/
АКАДЕМИЧЕСКИЙ “ПОСТСКРИПТУМ”
в двухтомнике “абстракция в россии, ХХ
век”, “palace edition”, 2001
(“Печатается по решению Ученого совета
Государственного Русского музея”)
два абстракциониста 1960-70-х, богданов и
галецкий – не значатся и не присутствуют (хотя все их друзья – там:
перечисленные выше, мною)
при сотнях листов и десятках репродукций
коммерсухи-декоративухи “восьмидерастов и девяностников”: сотни имён
составители: парторг музея е.петрова,
художник-фарца и.киблицкий (москвич, гражданин фрг) и нарисовавшийся в 80-х
куратор “новых и диких” а.боровский
откуда им знать? (им – не за это “деньги
плотют”: см. историю с ограблением киблицкого в аэропорту, середина-конец
90-х, пресса)
– оптимистический “постскриптум”...
... не включены абстракционисты 60-х
а.товбин и б.николащенко (имеются, от меня, в музее нортона) – при
наличествующем их друге г.элинсоне (одной почеркушкой)
абстрактые работы е.есауленко есть, его
соратника м.шемякина – нету
анатолий васильев есть – олега лягачева
нету, его “семиотических абстракций” 70-х
и всё это – круг “метафизического
синтетизма” конца 60-х шемякина/в.иванова (которого последнего тоже нету),
учеников имеющегося в двухтомнике м.шварцмана
(а также а.геннадиева, в.макаренко;
и.росса, а.путилина, танцовавших в 70-х от шемякина и нуссберга, с моей
подачи, – и а.глумакова, донецк)
“стерлиговцы” 60-70-х – практически, не
представлены, как и сам в.в.стерлигов (и жена его т.н.глебова, ученица
п.н.филонова)
суетин/лепорская есть – ильи чашника нету,
равно и л.хидекеля (которого сейчас стало что-то много, на западе);
владимира издебского – само собой нет (хотя его скульптуры и картины, через
меня, вернулись – в русский музей)
куда уж там богданову-галецкому
отсутствуют в.вейсберг, в.бахчанян,
о.васильев (соавтор э.булатова), ю.соостер, – имена неслабые, хотя москву я
знаю слабо
в.бруй, э.мосиэв (выставлявшие-продававшие
абстракции в лавке художника, в 60-х-70-х)
нет олега соханевича, легендарного
скульптора и абстракциониста 60-х
отсутствуют а.кедрин (ташкент), л.межберг
и л.дульфан, /в.наумец, д.дымшиц, в.стрельников, в.сазонов, е.петренко,
л.ястреб/ (одесса)...
вся прибалтика, закавказье, молдавия,
львов – где гнездилась и выживала неслабая абстракция, с довоенных лет...
похоже, издание осуществлено по принципу
совковой “фарцы”: раздуть-истэблишировать рынок на коммерсуху конца века,
поставив их в ряд – с кандинским-малевичем
на западе – схарчают (там и не такое говно
едят, и даже – в натуральном виде: консервированное, “от манцони”)
впечатление – что платили сами художники,
для рекламы
хотя издание осуществлялось – на
американские деньги (киблицкий звонил мне из нью-йорка пару зим назад,
изъясняя, что выбивает деньги на проект по художникам)
чёткие пропорции: 20% авангарда 20-х,
10-15% – 60-х, остальные две трети (а то и три четверти) – коммерсухи-попсы
90-х
то ли они с боровским собираются
подторговывать даренным говнецом (за выставку михнова в мраморном –
приходько расплатился дюжиной работ жени, 2-3 пошли лично боровскому), и
готовят “рынок”
то ли это – “идеологическая диверсия”
против запада:
“в россии лопнула канализация, и всё говно
хлынуло на запад”
(лев халиф, устное, конец 70-х)
всяко, припахивает
(хоть и – “своё, родное” – анекдотом про
папашу и обкакавшуюся у него на голове девочку)
мне это нюхать – уже никак не хочется
подышу – элликом (до музея), и – михновым,
оставшимся: кулаков весь уже там...
/8 февраля 2002/