КРЕПОСТНОЙ ИСАЧОНОК
Светлой
памяти его и батьки Алипия...
... В пасмурный день, в полутёмном подвале далеко не кошерного
Брайтон-Бича – писать о художнике из далёкой Речицы – Гомеля – Мозыря.
Белорусском художнике Санктъ-Петербурга.
... Напряжение в сети падает, компьюторная машина системы "Зельда"
(изобретение Миши Левина) барахлит.
Висят 3 картины еврейского художника из Москвы Антона Розенберга.
На открытии выставки свет гас 20 раз – и зажигались кошерные субботние свечи.
Зрители ходили с блюдечком свечей от картины к картине.
Очень концептуально.
Напряжение работ Розенберга – 7 лет ушло в "Синагогу" (холст,
масло, 1 м на 1.70 – на глаз), 5 – в "Персея и Андромеду" (холст, масло, 30 на
40 см, приблизительно), поменьше – на "Кремль" и "Дом Правительства". Эскизы,
этюды, пейзажи – всего, где-то, с полсотни работ. Выставка называется "Три
картины". Имея в виду – ЗАКОНЧЕННОСТЬ.
Антону Розенбергу – 26 лет.
Александр Исачов не закончен, но начат.
... Человек – имеется в виду вид Homo sapiens – способен
существовать в пределах температур от плюс 10 до плюс 40 градусов, от Гренландии
до Огненной Земли, от полуголодного существования до полного переедания.
Способен жить в Бухенвальде и Бруклине. "Человек – не блоха, ко всему привыкнуть
может". (Зощенко).
Но – словами Хрущова уже – "Человек – не блоха, туды-сюды
скакать, в заграницы."
Александр Иванов жил в Италии.
Антон Розенберг – в Москве.
Александр Исачов – в Речице.
Наезжая пешком в Петербург...
Он был повязан – ПРОПИСКОЙ.
Крепостного Шевченку художники и меценаты выкупили-таки, но потом
– его сдали в солдаты. Сейчас он стоит памятником.
Крепостного Сороку – в его 40 лет – помещик надумал выдрать.
Григорий Сорока повесился. Выкупить его тоже пытались, но безнадежно. Сейчас он
– разворотом в "Огоньке".
... Исачонка нельзя было выкупить.
Подобрал я его на улице, в белые ночи – и сдал на постой к Юлии
Вознесенской. В её странноприимный дом.
... Странные люди в нём принимались – от беглых крепостных
беспрописочных белоруссов – до будущих возвращенцев и "трижды евреев Советского
Союза" Синявиных и Галецких. От московских поэтов (точнее – беспрописочного
криворожца Володи Алейникова) до сыновей номенклатурной верхушки, типа Серёжи
Зубарева (которого отец спасал от диссидентства и педерастии – санаторной
психушкой), или гомика, стукача и трепача Гены Трифонова, которого уже ничто не
спасёт.
... В послеромантический период (т.е., после романа с хозяйкой
дома) Исачов, наезжая, ночевал уже где придётся. Так он познакомился с публикой
из "Сайгона", наркоманами и алкашами, БОМЖами ("без определённого места
жительства", по определению милицейских властей), с художником-шизиком Геной
Волосовым и многими другими, которых ДАЖЕ Я – не знаю.
То-есть, с пьесой Горького "На дне".
Социальное дно – познакомило его с полбанкой и "банкой" (это –
второе – уже неведомый ДАЖЕ МНЕ и Евтушенко – см. "Огонёк" – вру, "Литературку"
за май 88, где Евтушенко пишет о прописке и "томатовке", а также гуталине и "тормозухе";
"банка" – это какой-то польский химикат, который вдыхают, как изъяснил мне
Игорёк, приёмный сын уже Исачонка, а, стало быть, мой внучок, которого подобрал
на улице в Нью-Йорке киевлянин Очеретянский и привёл ко мне. С единственным
багажом – пачкой скверных чёрно-белых фот Исачова и его работ.)
Так я познакомился с Исачовым вторично.
Незадолго – лет, скажем, за 10 до того, я материл какого-то
госдеповца и спеца по джазу(?) Ф.Старра(?) за то, что вместо слайдов работ
"китов" – Михнова-Войтенко, Левитина, Шали Шварца, Гудзенко и прочих – вывез он
из Союза полсотни слайдов библейской мазни Исачонка. Попутно, какие-то
русско-язычные дипы – прислали мне слайды портретов своих детей, работы того же
неутомимого белоруса.
А ведь я обучал его, знакомя с Михновым, каталогами и оригиналами
Шемякина, с живыми и крутыми художниками – которые приняли его, единственного
ИНОГОРОДНЕГО (отстояли!), на выставку в ДК Газа в декабре 1974-го.
Но Исачонка засасывало "ДНО".
Живые и крутые художники – имели ПРОПИСКУ, имели СВОЙ ДОМ, даже
работая кочегарами в котельных и сторожами автостоянок.
Беспашпортный белорус ночевал, где придётся.
... Мечта была – купить маленький домик под Ленинградом. За чем и
ходил на поклон к батьке Алипию, наместнику Псковско-Печорской лавры, привозя от
него деньги – мне, за мои труды, какие-то тысячи. Но немногие тысячи – уходили
на тех же художников, на перепечатку поэтов, оставались копейки на пьянь, но
тогда я не пил.
Алипий умер по весне 1975-го, тем же летом я уехал "в Париж" по
израильской, естественно, визе – и Исачонок остался один, перейдя эстафетой к
Жоре Михайлову.
Жора и сохранил массу его картин.
... Когда я смотрю на его холсты – в слайдах ли, репродукциях,
оригиналах – мне хочется заставить его переписать каждый мазок, каждую
композицию. Настолько это малограмотно, претенциозно и НЕ СДЕЛАНО.
... Когда я смотрю на его холсты – я поражаюсь выживанию человека
(Homo sapiens) – в условиях абсолютно не приспособленных для этого вида. Я
поражаюсь выживанию огромного ДУХА, ЗАМАХА – его – ТОЖЕ НЕ СОСТОЯВШЕГОСЯ – тёзки
Александра Иванова ("Явление Христа народу", эскизы – и – ВСЁ?!...), я
поражаюсь, как – БЕЗ школы, БЕЗ средств, БЕЗ мастерской, БЕЗ жилья, БЕЗ денег на
кисти и краски – осуществлялся замах на вселенную, понимаемую библейски,
понимаемую полуграмотно, примитивистски -
я понимаю, что А.Исачов – ХУДОЖНИК.
От Бога.
А не от богемы, от бомжей, от банки...
7 июня 1988
Последний подвалъ
“позитив”…
“НЕГАТИВ”:
"НАРОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ"
(Глазунов, Шилов, Клыков, К.Васильев, Исачев)
И НАРОД
"Смею заявить себя варваром."
(В.И.Ленин, ПСС)
"В ночь на 11 февраля неизвестный преступник, подобрав ключ к
входной двери, проник в охраняемый сторожом выставочный зал Фонда свободного
искусства (в комитете по культуре мэрии не зарегистрированного) и вынес оттуда
картины "Благословение хлеба и вина", "На кресте" и "Распятие" художника Исачева,
принадлежащие частному коллекционеру М."
(Вырезка без даты и названия, 1996?)
Рассказывает Алёша-Золотые-руки, <массажист мой>, киевлянин
(родом из Зеленодольска под Казанью, родины ныне шибко известного художника
К.Васильева):
"В 1986-87 г. была выставка Исачева в Киеве, драли по 4 руб. за
вход (включая какую-то "донацию"), тогда это были деньги... Народ ломился.
А Глазунов до того – 2 руб., толпа – как в мавзолей,
фотки-плакаты по 3 руб. (с указанием цыфирками, где Солженицын, где Мао, а где
Иисус)..."
ЧТО НУЖНО
НАРОДУ
"В московском Дворце молодежи проходила выставка белорусского
художника Александра Исачева.
... Одна из посетительниц московской выставки написала: "...
после его картин хочется жить. Профессионалы называют его дилетантом, но после
многих их опусов хочется застрелиться!"
[ – явно в адрес всяческих "формалистов"! – ККК]
Другая запись: "До каких пор за нас будут решать, что нам нужно,
а что нет? ..."
(Елена Веселая, "Что нужно народу". "Московские новости", №18, 30
апреля 1989, стр. 11)
– решает НАРОД!
Говорит вдова:
"Он вел типичную жизнь провинциального подростка. Среднее
образование получил в вечерней школе, где обучение проходит по принципу
"чему-нибудь и как-нибудь", добавим и "когда-нибудь".
Работа в ремонтно-строительном управлении каменщиком... По
вечерам тацплощадка...
Но в начале 1973 года он уезжает..." [на
этом обрывается найденная страница, 9-ой уже нету... На обложке журнала –
чудовищная мазня Исачонка, маленького размера и текст: "Не сломлен, не побежден"
– ККК]
(Наталья Исачева, "Он не просил судьбы иной", "Огонёк", №24, июнь
1989, стр. 8)
И, наконец (см. далее, а пока – запомнить) –
"Около ста картин оказалось в Париже у его друга Георгия
Михайлова."
(Елена Веселая, см. выше)
"НАРОД ЛЮБИТ ШИЛОВА
Единственная очередь в Москве тянется в эти дни к зданию в Малый
Манеж. Люди ходят увидеть картины художника Александра Шилова. Люди любят
гладкую реалистическую живопись, когда не просто похоже, а очень похоже...
... Люди, которые приходят на выставку Александра Шилова, в
основном, пожилые женщины, которые лишены в жизни "красивого"."
(Соб. инф., "Вечерний Нью-Йорк", 28 июня 1996)
Выразимся классиком:
"Я люблю Беранже. Это большой поэт. Но беда его в том, что уже
многие годы он работает на вкусы приказчиков из мелочных лавок и провинциальных
модисток."
("Каменный идол" Гюстав Флобер, по памяти)
И никак ещё не "классиком":
"Я не люблю народ. Пусть уж лучше народ любит меня."
(Автор, "Хотэль цум Тюркен", вроде, в "Мулете-А", 1985? Роман на
90% не опубликован, сноски затруднены.)
Но:
"МОСКВИЧИ – ЖИВОПИСЦУ
В самом центре столицы, рядом со зданием гостиницы "Мир", полным
ходом идет реконструкция особняка, в котором размещается мастерская Ильи
Глазунова. Московскому налогоплательщику эта стройка обойдется в 500 миллионов
рублей..."
(Д.Ухлин, под рубрикой "Меценатство", явно "Московские новости",
за этот или прошлый год, вырезка без даты)
"... – Какая вам разница, что мэрия дала мне денег в долг – я
что-то да сделал для России!"
(Илья Глазунов, там же)
"ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ: "РУССКИЙ – ТОТ, КТО ЛЮБИТ РОССИЮ"
Давно не было выставки Ильи Глазунова. Ее ждут, потому что для
многих миллионов встречи с творчеством Глазунова – осмысление жизни (не
меньше! – ККК), надежды, веры в Россию..."
(Интервью вела О.Свистунова, "Курьер", 5 мая 1994, стр. 11)
"Русский художник, почетный член Мадридской и Барселонской
королевских академий, лауреат премии Джавахарлала Неру, ректор Всероссийской
академии живописи, ваяния и зодчества, профессор ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ"
(Заголовок, "Новая газета", 4-11 декабря 1995, стр. 7)
"... Никто не потряс меня так сильно, как Глазунов с его
искусством, полным эмоциональности, – сказала о нем Джина Лоллобриджида."
(Там же)
– Шилов, в свою очередь, "потряс" искусствоведа же Ельцына.
"A SOVIET ARTIST
SAYS 'NYET' TO HEROIC TRACTORS", by David K. Willis, Staff correspondent of The
Christian Science Monitor, Moscow, July 20, 1978"
– "Советский художник говорит "ньет" героическим тракторам..."
– Констатин Васильев, ещё один "нац.гений" из глубинки (материалы
по нему где-то завалялись, супер-патиротическая "живопись", в духе
глазунова-шилова и скульптора клыкова) – отвратил меня почти как Глазунов или,
увы, теперь уже – Исачев...
Свобода и рынок... За 10 лет (1986-96) – больше дерьма, халтуры и
китча наработали, чем весь Союз художников и худфонд за предыдущие 30-40 лет.
Глазунов (при всей своей омерзительности) хотя бы рисовать умеет...
КИТЧ,
ДОСТУПНЫЙ ВСЕМ
"В конце прошлого года, в ночь с 21 на 22 декабря, из галереи
"Свободное русское современное искусство" были похищены две картины известного
русского художника Александра Исачева. ...
Оценочная стоимость только одной из похищенных картин –
знаменитого "Апостола Петра" – 50 тысяч долларов США. Потерпевшая сторона –
владелец коллекции Георгий Михайлов...
– ... В последние годы рейтинг Александра Исачева резко вырос.
Особенно в Израиле. Там кто-то (кто? – ККК) занялся
искусствоведческим анализом творчества художника и сделал любопытное открытие:
Александр – один из лучших художников современности, умевший рисовать типичные
иудейские лица. ...
– "Апостол Петр" – самая дорогая картина в моей коллекции. Меня
уже не раз просили продать ее, предлагая очень и очень большие деньги. Но я
всегда отказывался.
В свое время картины Александра Исачева были приговорены
советским судом к уничтожению. ... Эти картины – национальное достояние "новой"
России."
(В.Попов, А.Раковский, "Разыскивается "Апостол Петр", под
рубрикой "Безопасность", "Невское время", 10 февраля 1996, стр. 9)
Вот так и создается "легенда"... По моем отъезде в 1975-м,
недоучившийся "Исачонок" попал эстафетой к Жоре Михайлову, преподавателю физики,
который превратил свою квартиру в 76-м в "художественный салон", набрав туда
отверженных художниками же – недоучек, акварелистов-реалистов, доморощенных
"сюрреалистов" и просто мазилок. Один профессиональный художник – Ю.Брусовани,
да случайно затесавший лидер неофициалов Ю.Жарких – из общего числа (по
каталогу) 13 человек. Остальные – Митавский, Вяземский, Сухоруков, И.Смирнов,
Дубяго, братья Позины – были мне попросту неизвестны, а известные (мне) Игорь
Шпадарук (приятель Исачева) и Валентин-Мария Тилль (он же Смирнов), фотограф –
были известны "не тем".
Звездой "коллекции" – 4 листа иллюстраций и обе обложки – был
Сашенька Исачев...
(См.:
"Fonds Der Freien Russischen Gegenwartskunst", aus der sammlung Georgui
Mikhailow, Band I, Mostra 1988 – Nel Monasterio di San Bonifaz Monaco di Baviera
– Germania)
И не "картины Исачева", а всю "коллекцию" этого, на 50-75% мусора
– определили, как "не имеющую художественной ценности". Сжигать её, после того,
как Жора заигрался в диссидентствующего покровителя искусств и загремел на химию
в Магадан – никто и не собирался.
Коллекцию он, в результате, вывез на Запад и раскручивал её –
мазню Исачонка вперемешку с "лагерными" снимками – по западным средствам
информации и американскому ТВ.
Потом судил КГБ. Потом собирал подписи против заартачившихся
художников (уже в Германии), и вообще, вёл активную "творческую и
искусствоведческую" жизнь.
Оценка "Петра" в "50 тысяч долларов США" – дана, естественно,
самим Г.Михайловым. Якобы, картину "хотел купить Ватикан". Что ж не продал? А
для понтов.
Картины же, украденные "для продажи в Израиль" (где не умеют
рисовать "типичные иудейские лица"!) – или очередная рекламная параша, или –
результат этой же самой рекламы: малограмотные грабители вполне могли клюнуть.
Жаль Исачонка. Жаль дурищу Наташку, вдову его. И детишек. Всё это
– образчик работы "новых Дягилевых": преподавателей физики,
инженеров-экономистов, переводчиков "с грузинского" – наших Писистратов и
Меценатов – жор михайловых, нахамкиных, глезеров, <табакманов,
корнейчук-колодзеек и несть им числа>... Культуртрегеров "нового русского
искусства", при активной поддержке западных "средств информации" (см. рекламу
Глазунова в "Christian Science Monitor", выше. См. статьи Дэвида Ремника в
журнале "NewУorker". См. Сюзанну Масси, Барбару Хазард, Ольгу Карлайл, Сюзанн
Зонтаг, Лин Хедженян и прочих "мадамъ" русского искусства и литературы.)
Впрочем, на свободном Западе – кушают, что хотят.
Свободные фекалофаги…
ОТСТУПЛЕНИЕ ПО
ЯЙЦАМ ФАБЕРЖЕ
Люблю повторять, неоплачиваемыми лекциями, на дому:
... В осьмнадцатом веке брильянт оправляли во что? Холодная
подсветка: в посеребряное золото, либо в платину. Гранат? Тёплая: в красное
(турецкое) золото.
Днями, кстати, часа в 3 ночи нарисовался 25-летний "новый
русский", самарский откупщик по золоту – пришёл с вопросом: "что делать? если
коммунисты победят?" изъяснил ему, ЧТО надлежит читать: Герцен, "Что делать?",
Чернышевский, "Что делать?", Ленин, "Что делать?", и т.д.
"Я, говорит, 60 тысяч в квартиру вгрохал! Я её коммунякам не
отдам! Сожгу! Коммуняк перестреляю!"
Приехал сюда отдохнуть по кабакам, поохотиться на оленей, опять
же.
Полезную информацию – и из него, однако ж, почерпнул: увидел моё
кольцо обручальное, дедовское – "Это, говорит, хорошее, красное золото, не
американское. Мы такое в Турции берём. Американское – жёлтое, не то."
Город Жёлтого дьявола... "KAPLAN BUYS DIAMONDS", "Каплан покупает
брильянты" – лозунгом из лампочек, во всю высоту здания на 5-ой авеню.
... Что произошло в России в 1861-м году? (экзаменую всех
приходящих) – ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. Кто на этом выиграл? Купчишки. Кто
проиграл? Аристократия. И в Европу поехали Третьяковы и Мамонтовы, Морозовы,
Щукины, Елисеевы и Рябушинские.
Купчишки рассуждали здраво: "Брульянт? Ён дорогой. Яво давай в
золото. Гранат? Ён дяшёвый. Яво – в сярябро." Так, на смену ювелирке века
осьмнадцатого – пришёл "стиль Фаберже". Побольше золотишка, цацок, камушков!
Чтоб видно, что – дорого! А вкус... И посейчас собирают, выставляют, покупают и
продают – чудовищные по вкусу бесчисленные яйца Фаберже...
Коммунист, писатель, археолог, палеонтолог, фантаст и культуролог
Иван Антонович Ефремов – описал в "Лезвии бритвы" выставку подобного китча,
работы самородка и умельца, Денисова-Уральского, где самоцветный камень – служил
чему угодно (вплоть до политпропаганды!), но – не искусству ювелирного дела.
Читайте также – Бенвенуто Челлини, о фольговой подложке (подцветке) для
драгоценных камней. И вообще – читайте хоть что-нибудь!
Этот-то "вкус" – и послужил легенде о прозорливости русских
купчишек и меценатов. Как же! Собрание Третьякова! Собрание Морозова! Музей
Щукина!... А всё было простенько и незатейливо, как яйца Колумба. Аристократы
перестали ездить за рубеж (читайте "Вишнёвый сад" Чехова!). Поехали купцы.
Вместо Рембрандта и "малых голландцев" – "Рембра'ндт? Ён дорогой. Не укупишь. А
вот тут одноухий по дешёвке картинки продаёт, нешто купить? А куплю! Ня
ндравится? А я ишшо вот энтих красных баб, на зялёном – и повешу!..." И кто
возразит? Это же было не "капиталовложение", а – прихоть, придурь. (Иногда,
впрочем, подсказанная и какими умниками Грабарями...) Гляньте только на фото
Щукинской гостиной: в интерьере "второго рококо", на полукруглых сводах потолка,
посередь финтифлюшек – повешены мощнейшие полотна Матисса. Им бы – архитектуру
Нимайера, Корбюзье, Райта – ан нет, в буржуазной до безобразия лепнине – висят,
наклонно (не помещаясь под потолком) шедевры великого француза...
Абрамцево... Резьба в стиле "рюс", рококошники
московско-вологодские... У поэта-культуролога (и моего Сальери), сына и зятя
академиков, профессора Славы Лёна/Епишина, в Москве, имелся такой гарнитур: стол
письменный в виде телеги на колёсах (катающийся!) и в масть ему – кресла, со
спинками в виде дуг и подлокотинками-топорищами (в виде топоров!). Рукавицы
мужицкие аж были вырезаны на спинках! Мы всё мечтали: выкатить этот стол на
улицы Москвы, запрячь в него голых девок-красавиц, и проехаться по
первопрестольной, читая с него, как с подмостков, стихи... Сейчас, кстати, это
вполне можно было бы осуществить. После подвигов Бренера, Кулика и какой-то
подруги, вознамерившейся публично брить промежность свою – на Лобном месте!
Подробности (нашёл) цитирую:
"На днях группа московских тусовщиков провела демонстрацию у
памятника Ломоносову перед старым зданием МГУ. Заводилой выступила известная
художница-скандалистка Алена Мартынова. ...
Под занавес атаманша Алена достала бритвенные принадлежности с
намерением прилюдно выбрить свою промежность. Первоначально планировалось
проделать это на Лобном месте, но народ устал от жары и водки и не захотел
перемещаться на Красную площадь. Немного поколебавшись, экстремистка решила
совершить свой подвиг в другой раз и в другом месте."
(А.Баденков, "Мартынова постеснялась брить лобок на Лобном
месте", "Мегаполис-Экспресс", №19, 22 мая 1996, стр. 2)
Ещё иллюстрацией цитата:
"... политические художники Анатолий Осмоловский и Григорий
Гусаров. В 1991 году именно под их руководством группа юношей и девушек выложила
своими телами слово [из трёх букв, но в "Фокусе" –
не точками, а капитальными летерами даже! – ККК]."
(А.Москвичев, А.Тарасов, "Конференция революционных радикалов
закончилась убийством спонсора", общественно-политическая газета "Фокус"
/политические скандалы/, №1, июнь 1996, стр. 7)
– может, лучше (и приличней?) другое, ещё более "массовое"? –
"Они жили в свинстве, живут в свинстве и дальше хотят жить в
свинстве... Эти тысячи, которые каждый день выстаивают очереди и давятся до
обморока, чтобы взглянуть на высохшее чучело, или выходят на Красную площадь и
из своих тел выкладывают околесицу – Слава КПСС? Они не народ?"
(В.Войнович, устами героини романа "Замысел", 1995, в рецензии
А.Мокроусова, "Огонек", №25, июнь 1996, стр. 70)
– вот они-то и "народ"... Великий и русский.
Сейчас культура в России – "новорусская", купеческая. Отчего и
яйца Фаберже – подскочили небывало высоко. В цене. А меня на них глядеть
воротит, поелику "быв воспитан есмь" – на Павловском ампире и
Батенинском-Гарднеровском фарфоре...
– и, тем не менее, должен отметить, что в творческих акциях
Мартыновой, Бренера и Кулика, Осмоловского и Гусарова – куда больше ИСКУССТВА,
чем в яйцах Фаберже или "русских народных художниках" (равно и – белорусских...)
НО ПУБЛИКА (ОНА ЖЕ НАРОД!) СЧИТАЕТ ИНАЧЕ...
НАРОД ПРАВ.
/29 июня 1996;
вроде было опубиковано, как и “крепостной исачонок” в НРС;
вырезки утопли в 2006, справляйтесь по архивам/
ПРИВЛОЖЕНИЕ:
БИОГРАФИЯ ВДОВЫ
вдов надобно сжигать. прекрасным обычаем "сати". как в индии. и,
желательно – при жизни мужа.
в особенности, если муж – поэт, художник и так далее.
галка рухина. материалов в 1980-м в тезасе не дала "опасаясь за
жизнь детей", если я помяну глазунова; в 1989-м – подала на дочку в суд за
устроенную выставку отца. двое старших детей сбежали от матери к дочке, то бишь
сестре.
надька кузнецова-цуркан. пьянь, религиозница и истеричка.
библиографию – не почесалась собрать, но активно лезет во все дела покойников,
включая чужих.
динка виньковецкая: "яшины картины теперь стоят многие миллионы!"
– мотивировка отказа дать их на выставку "питерский абстракт".
жанка арефьева, похоронившая птичьи косточки (от курицы?) вместо
праха ареха, перепутав пакеты – по рассазу натальи жилиной-шагиной…
и так далее.
наталья исачева – не исключение, а более чем правило.
(неоконч.; неопубл, 1988?)
|