|
РОАЛЬД МАНДЕЛЬШТАМ,
окончание, см.
5.
ЧАСТЬ
“ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ”, 2005
… и вот
он (нашёлся-таки, и в голову не приходило!...) – ПРОТО-Роальд…
найдено
случайно, по ссылке какого-то кретинско-графоманского сайта “вечерний
гондольер”, профессионально-грамотная подборка раннего и “среднего” (см. у
ааахматовой) асеева:
http://skill21.narod.ru/1/as.htm
Николай
Асеев
Eritis sicut dei!*
Башня королей
Безумная песня
Фокусник
"Kак
вынесло утро тяжелые стрелы..."
"Какие спокойные дремлют..."
"Листья липовых скверов по-прежнему свежи..."
Москве
Стихи с кардамоном
"Закат онемелый трепещет..."
Запевает
Звенчаль
Лирическое отступление
Eritis sicut dei!*
Верьеры неба отсияли,
земные – тщетно плавят тьму;
но навсегда седые дали
открыты взору одному.
Когда луны кровавый кратер
зальет замолкших башен фронт,
восходит тяжко император
на обветшалый горизонт.
Нас не покинул до сих пор ты,
и не у тех безумных скал
твои железные ботфорты
державный холод приковал!
Устав ступать за величавый
гранитный помыслов порог,
здесь, у пределов крайней славы,
ты стал – замолк – и изнемог
И, оплывая хмурым оком
недовершенное тобой,
маячишь над судеб потоком
неописуемой судьбой.
________
* Будете как боги! (лат.)
***
Башня королей
В далёком поле вечер,
а здесь и свет и боль...
О, где твой белый кречет,
покинутый король?!
Замолкнули забавы,
отпел ловитный рог,
не светят звезды славы
на бедственный порог,
И мантии богатой
державные цвета
и звонкий меч и латы
сменила нищета.
И видит вдаль бегущий
суровый мореход –
над королевской пущей,
над копьями ворот...
И вдруг, убавив шагу,
салютует с морей
приспущенному флагу
на башне королей.
***
Безумная песня
Рушится ночь за ночью.
Падай, безумье, падай!
Мы пленены воочью
грозной твоей усладой.
Только метнёт прожектор
резкую ясь – и снова
тёмный уходит Гектор
от очага родного.
В небо бросайтесь, в небо,
грохотом сумрак взроем,-
с нами, кто смертным не был,
кто родился героем!
Там в золотом убранстве,
в мощи вечного пыла
плавает зоркий ястреб –
гонщик яростнокрылый.
Мы ж из-под вечных ярем,
из-под теснин окружных
разом в него ударим
воем тетив содружных.
***
Фокусник
М.И.Бобровой
Сверьте балансы и счёты!..
Чёток ли черный гаммонд?
Плавно склоняешь плечо ты
на горизонт.
Пляшут тени ротаций,
мерно ширяет метр,
числа твоих нотаций
разносит ветр.
Вспыхнут слова зигзагами
в бледном блистанье линз...
Из голубой колымаги –
выходит принц.
"Алло!" – и в траурных трубках
перводержавный зов.
Но не расслышать хрупких,
ломающихся слов.
Тем, кто изломья звука
тайно поймет теперь, –
тень кавалера Глюка
откроет дверь.
***
Как вынесло утро тяжелые стрелы,
пронзившие плоть винограда безбольно, –
Душа моя снова назвать захотела
весёлую землю – планетой престольной;
Мне велено ведать немудрой наукой,
что царское счастье – веселье поэта;
Да будет мое ликованье порукой
твоих горностаев – родная планета!
***
Какие спокойные дремлют
мечты – в запредельном краю!
Весенние хлады объемлют
почившую душу мою.
Приходят на это кладбище,
звеня бубенцами, стада,
и птица в кустарнике свищет,
и в небе – пылает звезда.
Но сердце – не хочет возврата,
и сердцу – зачем этот лес:
единственна ты лишь, утрата
мечтой отошедших небес.
Какие суровые грани
поставил кругом небосвод!
Когда же, волнуясь, воспрянет
и ринется время вперед, –
и эти зеркальные дуги,
и давние все времена
поднимут почившие други
взыгравшею мощью зерна.
***
З.Б.
Листья липовых скверов по-прежнему свежи,
и безмолвно опять бытие,
но закинуты в небо прозрачные мрежи,
в небе – бедное сердце мое.
Ах, бывалое небо яснее и ближе,
и бесценнее день ото дня!
Ты далеко в проклятом, безумном Париже
навсегда забываешь меня.
Значит, сердце напрасно сияло и билось,
значит, было давно суждено,
чтобы ты от меня далеко затворилась
в пансионе
madame Robino?
Эти дни, они также останутся близки,
все, что будет, предстанет – как сон,
лишь на сердце моем, на глухом обелиске,
врежет числа давнишних времён.
***
МОСКВЕ
Константину Локсу
И ты передо мной взметнулась,
твердыня дремная Кремля, –
железным гулом содрогнулась
твоя священная земля.
"Москва!" – и голос замирает,
и слова выспреннего нет,
взор опаленный озирает
следы величественных бед;
ты видела, моя столица,
у этих древних алтарей
цариц заплаканные лица
и лики тёмные царей;
и я из дальнего изгнанья,
где был и принят и любим,
пришел склонить воспоминанья
перед безмолвием твоим...
А ты несешь, как и когда-то,
над шумом суетных шагов
соборов сумрачное злато
и бармы тяжкие снегов.
И вижу – путь мой не случаен,
как грянет в ночь Иван: "Прийди!"
О, мать! – дитя твоих окраин
тоскует на твоей груди.
***
Стихи с кардамоном
Когда зажгут эти свечи
и дождь ударит о крышу,
какие скучные речи
опять я нынче услышу!
Я снова вспомню о мифах –
извечных спутниках славы,
о птицах-иероглифах,
о тиграх острова Явы.
Там злые пляшут москиты,
свивая пышные гнезда,
а мне – родные ракиты
холодные застят звезды.
И вас, золотая Джерси,
и вас, чьи очи так сини,
чьи к небу подъятые перси
похожи на апельсины.
Ах, сердце снова так радо
плениться гордою позой!
Тогда на сбор винограда
с кинжалом вы шли и с розой.
Как ваши легкие ноги,
касаясь жаркого лона,
приплясывали по дороге,
топча цветы кардамона!
Я вам подарил ожерелье,
таэли и алый гарус,
и вновь за безвестной целью
подъял зазвеневший парус.
Не вы ли на знойных плитах
зовете меня обратно,
что вновь на моих ланитах
горят поцелуев пятна?!
***
Закат онемелый трепещет,
и сбывшийся день беспокоен.
Там стрелы последние мечет
израненный воин.
Эфир опустелый недвижен
и внемлет безмолвью...
Там окна столпившихся хижин
покрыты кровью.
А ночь от восточного склона
недвижными машет крылами:
дыхание тёмного лона
над нами.
***
Запевает
Ксении Михайловне
Синяковой
Что руки твои упали,
еще ничего не зная,
на осеребь леткой стали,
потеха моя удалая?
Не ты ль поднялась полками
повыморить город мором,
своими свела руками
к его железным заторам?
Устам миловаться сладко,
а сердцу жалеть невместно...
Плыви Колыванью, Златко,
земная моя невесто.
Поход твой поле полечит,
годов перевеяв тридцать...
Сорвет журавеля кречет
к твоей тугой рукавице,
Курись кустом над поляной,
крути железовье кресью,
пока жужжавой каляной
пойму тебя в понебесьи.
Закидывает
громопал заплеча.
Наезжает конём на солнце.
Вал. Брюсов с костылем и сумкой, бормоча заклятья
весами и мерой, собирает
брошенные тем славянизмы –
в мешок.
Наезжают запорожцы.
Бр. прячется.
Вдалегром.
***
Звенчаль
Конная, пенная
немецкой стали
Тулумбасы, бей, бей,
запороги, гей, гей!
Запороги-вороги –
головы не дороги.
Доломаны – быстрь, быстрь,
похолоним Истрь, Истрь!
Харалужье паново
переметим наново!
Чубовье раскрутим,
разовьем хоругвь путем,
а тугую сутемь
раньше света разметем!
Гром ближает!
То ли не утеха ли,
соловейко-солоду,
то ли не порада ли,
соловейко-солоду!
По грудям их ехали –
по живому золоту,
ехали, не падали
по глухому золоту!
Соловее, вей, вей,
запороги, гей, гей!
Запороги – вороги –
головы не дороги.
Свени
запорожцев меркнут. Вслед им: гром
брошенного костыля.
|
……………………………
… а я,
хоть и цитировал внаглую асееву – последнее (тулумбасы), оказалось, так и не
знал толком младшего братика маяковского…
а то бы
сразу просёк: откуда – роальд…
правильно меня николай николаич отшил…
(так
что не соснора – любимый ученик асеева, а вовсе даже – “заочник”, роальд)
москва…
надо понимать, январь 1964
приехал, запасшись адресами-телефонами (от л.в.успенского), искать себе “папу и
большую волосатую лапу”…
звоню
асееву:
–
николай николаевич, мне нужно бы с вами увидеться.
– а мне
это нужно?
– ну,
не знаю, насколько нужно, но может быть, небезынтересно...
–
прочтите мне 4 строчки, и я вам скажу, поэт вы или нет!
читаю:
"там,
где томь
в
затоне тонет,
где
кошмою камыши –
только
тонкий лебедь
стонет,
только
нету ни
души..."
– было!
у бальмонта было!
– ну и
что, говорю, у асеева тоже было:
"тулумбасы – бей, бей
запороги – гей, гей
запороги вороги
головы
не дороги...."
– ну,
нам не о чем с вами разговаривать!
– я
тоже так думаю...
поговорили.
футурист асеев, друг и ученик маяковского, сочлен с бриком по "леф"у (и по
че-ка, впрочем – признавался сосноре!... а тот, естественно – мне) – похоже, не
читал литературоведческого труда осип максимыча, "звуковые повторы", иначе – не
спутал бы:
"... в
полночной тиши
чуть
слышно, бесшумно, шуршат камыши
о чём
они шепчут? о чём говорят?
зачем
огоньки между ними горят?"
(бальмонт)
с
вышецитированным.
по
обоим текстам можно было бы написать целый трактат, о фонемах, сдвигах ударений
– и напишу, ужо.
но то,
что асеев был глух, как пень, меня не удивляет.
его
современник, литературный критик, поэт и переводчик чуковский договорился:
"у
парфюмерных дел мастера северянина появился талантливый подмастерье, некто
виктор хлебников...",
цитируя:
"на
острове эзеле
мы
вместе грезили
я был
на камчатке
ты
теребила перчатки
с
верховьев алтая
я
сказал: дорогая..."
ухватившись за "грезили", "перчатки", "дорогая", и – наглухо не просекши
географический перепад этих строк.
это
просёк не поэт и не лит.критик (по основной профессии), николай николаевич
пунин, в своей неопубликованной (до меня: Ант., том 2А) статье приводивший
пример:
"ребёнку шепчешь: не кусай
когда
умру, свои дам крылья
уста
напишет хокусай
а брови
– матери мурильо"
–
именно перепадом: япония – испания, свободным скольжением хлебникова в океане
пространства-времени (о чём и статья).
в
январской москве 64-го:
…
оставляю “томь” папаше андрея вознесенского (с почтовым адресом на задней
обложке машинописной книжечки в дюжину страниц)
реакция
– нулевая (и по сю)
…
отправляю по почте машинописный сборник “ассорти” эллию-карлу львовичу
сельвинскому
(следует малая переписка – из двух открыток и писмеца)
…
таковые вроде утопли – в наводнение 28 июня 2006?...
и
немудрено:
УЧЕНИКИ
ЭЛЛИЯ-КАРЛА ЛЬВОВИЧА СЕЛЬВИНСКОГО,
ГЕРОЛЬДЫ И ПРОХВАТИЛЫ
"...
Параллель между Гефестом и Берия /м?/не кажется надуманной. Я бы, однако, на
Вашем месте закончил стихотворение строками: "О, коммунисты-Прометеи! Я верен
Вашему огню".
19.I.1964"
(Г.Киселеву, Ст. Халилово Оренбургской обл.)
21)
"Дорогой Герольд Киселев!
...
Остальные прелюды в большей или меньшей степени замучены виртуозничаньем: ... до
омерзительного "Альковного", где попадаются, например, такие перлы:
О
душный мрак средневековья,
Ты –
наподобье сдобных гнид."
22)
"В.ПРОХВАТИЛОВУ
(Ленинград)
Уважаемый тов. Прохватилов!
Стихи
Ваши приятны на слух.
... 13.XII.1961"
(И.Сельвинский, "Письма к студентам", М., "Советская Россия", 1965, стр. 45)
"...
надо избегать рифм, состоящих исключительно из иностранных слов, –
Ты надо
мной иронизируешь
И так
легко полемизируешь.
Это
засоряет язык. Правда, у Пушкина можно найти то же самое:
Я снова
жизни полн – таков мой организм.
Извольте мне простить ненужный прозаизм.
Но
Пушкину можно всё: чернильная клякса, канувшая в океан, не изменит его цвета."
/В.Прохватилову,
Ленинград, 13/XII.1961/.
(И.Сельвинский, "Письма к студентам", М., "Советская Россия", 1965, стр. 44)
–
двойка, профессор! выебон пушкинский – принять за ляп... "подобье англицкого
сплина, короче – русская хандра..."
"Не
могу также пройти мимо "Точки опоры", написанной в тактовой просодии."
/В.Прохватилову/
47)
"Белый
стих требует мыслей. Но Вы именно тот поэт, которому их не занимать."
/В.Прохватилову/
50)
ПРОХВАТИЛОВ-1994 (или “Знакомьтесь, Балуев!”)
“…
послал тут, с юношеской любовью (на двоих с молотом), олесей <войцеховской> –
десятков пять статей за разные годы, так, вроде, сунула каким-то пьяным мудакам
в “лен. литератор”, прохватилову и ещё кому-то, заходит к ним, по моей просьбе,
шалыт, говорит: “будете кузьминского печатать?” “а мы уже кузьминского
печатали!” “да нет, – возражает пьяному балуеву вдутый прохватилов, – это мы
кузмина печатали!” на этом судьба статей и заглохла.”
(из
писма В.И.Левитину, 13 марта 1994)
… и
единственный приличный текст прохватилова, попавшийся мне (о единственно
приличном поэте в стенах СП, достойном однофамильце олежки григорьева), цитирую
бесконечно:
“В
конце прошлого сезона, во время одного из заседаний секции поэзии при СП, в
конференц-зале открылась дверь, и на пороге возник Григорьев. <...> На голове
только что прибывшего авангардиста был напялен... противогаз. <...> Наш
бессменный председатель, заступивший на эту должность тому лет тридцать,
возмущенно сказал, что это дело так не оставит.
Усилиями наиболее принципиальных чоленов секции противогаз был снят. Хотя
стихотворец отбивался. Потный и взъерошенный, он с достоинством объяснил свой
поступок тем, что на секции-де поэзии такая отравленная атмосфера, что без
противогаза никак нельзя: есть опасность если не отравиться, то задохнуться...”
(В.Прохватилов, “Геннадий Григорьев” /предисловие к подборке стихов/,
“Ленинградский литератор”, №4, 22 декабря 1989, стр. 5)
и моё
примечание, в ненаписанном-писомом эссе о серёже:
“
–
довлатов же в эти заведения ходил без противогаза – принюхивался к
персонажам?... или привык?...”
БАЛЛАДА
О СЕРЕБРЯНЫХ ЛОЖЕЧКАХ
день-день-день ды сегодня безветр?енный
пригласил писат!еля в гости НЭП
ийэх!
маи ложечки, ды серебря!ны
са
стола ды пря!мо за па!зу!ху – гэп!
чтой-то
комуй-то в морду па!ле!те!ло
запшикали мильтоны – и па!шла ма!тня
па
очереди пёрли – ккаму? ккакое?! дело –
я ли у
бабеля, иль бабель у меня?
грянем
жы дружно д’ над палит!музеем
д’ над
палитехни!ческим – на весь эс-эс-эс-р:
а-бэ-вэ-гэ-дэ-е!-жэ-зэ!-и! –
ка-эл-эм-эн-о!-пэ-эс-эр!
чтоб
вся москва разбежалась от зыка!
чтоб
меня признали к будущей весне!
…
сельвинский був такiй:
выверчен язЫка,
маленькие вусiки, та на
носу – пенснэ.
(Арго-Гольденберг,
1930-е, по памяти,
с
автографа Л.В.Успенского в 1?-м издании “Улялаевщины”)
|
…
касательно пародии этой, помнимой наизусть с 1957-59 – нигде никогда никаких
даже упоминаний не встречал…
о трёх
вариантах-изданиях “улялавещины” – см. (как ни странно) мемуары сироты ахматовой,
димочки бобышева, в «звезде»…
|