на первую страницу 

к антологии

 

 

РОАЛЬД МАНДЕЛЬШТАМ,

окончание, см.

 

5. ЧАСТЬ “ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ”, 2005

 

… и вот он (нашёлся-таки, и в голову не приходило!...) – ПРОТО-Роальд…

найдено случайно, по ссылке какого-то кретинско-графоманского сайта “вечерний гондольер”, профессионально-грамотная подборка раннего и “среднего” (см. у ааахматовой) асеева:

http://skill21.narod.ru/1/as.htm

 

Николай Асеев

 

Eritis sicut dei!*
Башня королей
Безумная песня
Фокусник
"
Kак вынесло утро тяжелые стрелы..."
"Какие спокойные дремлют..."
"Листья липовых скверов по-прежнему свежи..."
Москве
Стихи с кардамоном
"Закат онемелый трепещет..."
Запевает
Звенчаль
Лирическое отступление


Eritis sicut dei!*

Верьеры неба отсияли,
земные – тщетно плавят тьму;
но навсегда седые дали
открыты взору одному.

Когда луны кровавый кратер
зальет замолкших башен фронт,
восходит тяжко император
на обветшалый горизонт.

Нас не покинул до сих пор ты,
и не у тех безумных скал
твои железные ботфорты
державный холод приковал!

Устав ступать за величавый
гранитный помыслов порог,
здесь, у пределов крайней славы,
ты стал – замолк – и изнемог

И, оплывая хмурым оком
недовершенное тобой,
маячишь над судеб потоком
неописуемой судьбой.
________
* Будете как боги! (лат.)

***

Башня королей

В далёком поле вечер,
а здесь и свет и боль...
О, где твой белый кречет,
покинутый король?!
Замолкнули забавы,
отпел ловитный рог,
не светят звезды славы
на бедственный порог,

И мантии богатой
державные цвета
и звонкий меч и латы
сменила нищета.
И видит вдаль бегущий
суровый мореход –
над королевской пущей,
над копьями ворот...

И вдруг, убавив шагу,
салютует с морей
приспущенному флагу
на башне королей.

***

Безумная песня

Рушится ночь за ночью.
Падай, безумье, падай!
Мы пленены воочью
грозной твоей усладой.

Только метнёт прожектор
резкую ясь – и снова
тёмный уходит Гектор
от очага родного.

В небо бросайтесь, в небо,
грохотом сумрак взроем,-
с нами, кто смертным не был,
кто родился героем!

Там в золотом убранстве,
в мощи вечного пыла
плавает зоркий ястреб –
гонщик яростнокрылый.

Мы ж из-под вечных ярем,
из-под теснин окружных
разом в него ударим
воем тетив содружных.

***

Фокусник

М.И.Бобровой

Сверьте балансы и счёты!..
Чёток ли черный гаммонд?
Плавно склоняешь плечо ты
на горизонт.
Пляшут тени ротаций,
мерно ширяет метр,
числа твоих нотаций
разносит ветр.
Вспыхнут слова зигзагами
в бледном блистанье линз...
Из голубой колымаги –
выходит принц.
"Алло!" – и в траурных трубках
перводержавный зов.
Но не расслышать хрупких,
ломающихся слов.
Тем, кто изломья звука
тайно поймет теперь, –
тень кавалера Глюка
откроет дверь.

***

Как вынесло утро тяжелые стрелы,
пронзившие плоть винограда безбольно, –

Душа моя снова назвать захотела
весёлую землю – планетой престольной;

Мне велено ведать немудрой наукой,
что царское счастье – веселье поэта;

Да будет мое ликованье порукой
твоих горностаев – родная планета!


***

Какие спокойные дремлют
мечты – в запредельном краю!
Весенние хлады объемлют
почившую душу мою.
Приходят на это кладбище,
звеня бубенцами, стада,
и птица в кустарнике свищет,
и в небе – пылает звезда.

Но сердце – не хочет возврата,
и сердцу – зачем этот лес:
единственна ты лишь, утрата
мечтой отошедших небес.

Какие суровые грани
поставил кругом небосвод!
Когда же, волнуясь, воспрянет
и ринется время вперед, –
и эти зеркальные дуги,
и давние все времена
поднимут почившие други
взыгравшею мощью зерна.


***

З.Б.

Листья липовых скверов по-прежнему свежи,
и безмолвно опять бытие,
но закинуты в небо прозрачные мрежи,
в небе – бедное сердце мое.

Ах, бывалое небо яснее и ближе,
и бесценнее день ото дня!
Ты далеко в проклятом, безумном Париже
навсегда забываешь меня.

Значит, сердце напрасно сияло и билось,
значит, было давно суждено,
чтобы ты от меня далеко затворилась
в пансионе
madame Robino?

Эти дни, они также останутся близки,
все, что будет, предстанет – как сон,
лишь на сердце моем, на глухом обелиске,
врежет числа давнишних времён.

***

МОСКВЕ

Константину Локсу

И ты передо мной взметнулась,
твердыня дремная Кремля, –
железным гулом содрогнулась
твоя священная земля.
"Москва!" – и голос замирает,
и слова выспреннего нет,
взор опаленный озирает
следы величественных бед;
ты видела, моя столица,
у этих древних алтарей
цариц заплаканные лица
и лики тёмные царей;
и я из дальнего изгнанья,
где был и принят и любим,
пришел склонить воспоминанья
перед безмолвием твоим...
А ты несешь, как и когда-то,
над шумом суетных шагов
соборов сумрачное злато
и бармы тяжкие снегов.
И вижу – путь мой не случаен,
как грянет в ночь Иван: "Прийди!"
О, мать! – дитя твоих окраин
тоскует на твоей груди.

***

Стихи с кардамоном

Когда зажгут эти свечи
и дождь ударит о крышу,
какие скучные речи
опять я нынче услышу!

Я снова вспомню о мифах –
извечных спутниках славы,
о птицах-иероглифах,
о тиграх острова Явы.

Там злые пляшут москиты,
свивая пышные гнезда,
а мне – родные ракиты
холодные застят звезды.

И вас, золотая Джерси,
и вас, чьи очи так сини,
чьи к небу подъятые перси
похожи на апельсины.

Ах, сердце снова так радо
плениться гордою позой!
Тогда на сбор винограда
с кинжалом вы шли и с розой.

Как ваши легкие ноги,
касаясь жаркого лона,
приплясывали по дороге,
топча цветы кардамона!

Я вам подарил ожерелье,
таэли и алый гарус,
и вновь за безвестной целью
подъял зазвеневший парус.

Не вы ли на знойных плитах
зовете меня обратно,
что вновь на моих ланитах
горят поцелуев пятна?!

***

Закат онемелый трепещет,
и сбывшийся день беспокоен.
Там стрелы последние мечет
израненный воин.
Эфир опустелый недвижен
и внемлет безмолвью...
Там окна столпившихся хижин
покрыты кровью.
А ночь от восточного склона
недвижными машет крылами:
дыхание тёмного лона
над нами.

***

Запевает

Ксении Михайловне
Синяковой

Что руки твои упали,
еще ничего не зная,
на осеребь леткой стали,
потеха моя удалая?

Не ты ль поднялась полками
повыморить город мором,
своими свела руками
к его железным заторам?

Устам миловаться сладко,
а сердцу жалеть невместно...
Плыви Колыванью, Златко,
земная моя невесто.

Поход твой поле полечит,
годов перевеяв тридцать...
Сорвет журавеля кречет
к твоей тугой рукавице,

Курись кустом над поляной,
крути железовье кресью,
пока жужжавой каляной
пойму тебя в понебесьи.

Закидывает громопал заплеча.

Наезжает конём на солнце.
Вал. Брюсов с костылем и сумкой, бормоча заклятья

весами и мерой, собирает брошенные тем славянизмы –

в мешок.
Наезжают запорожцы.
Бр. прячется.
Вдалегром.

***

Звенчаль

Конная, пенная
немецкой стали

Тулумбасы, бей, бей,
запороги, гей, гей!
Запороги-вороги –
головы не дороги.

Доломаны – быстрь, быстрь,
похолоним Истрь, Истрь!
Харалужье паново
переметим наново!

Чубовье раскрутим,
разовьем хоругвь путем,
а тугую сутемь
раньше света разметем!

Гром ближает!

То ли не утеха ли,
соловейко-солоду,
то ли не порада ли,
соловейко-солоду!

По грудям их ехали –
по живому золоту,
ехали, не падали
по глухому золоту!

Соловее, вей, вей,
запороги, гей, гей!
Запороги – вороги –
головы не дороги.

Свени запорожцев меркнут. Вслед им: гром
брошенного костыля.

 

……………………………

 

… а я, хоть и цитировал внаглую асееву – последнее (тулумбасы), оказалось, так и не знал толком младшего братика маяковского…

а то бы сразу просёк: откуда – роальд…

правильно меня николай николаич отшил…

(так что не соснора – любимый ученик асеева, а вовсе даже – “заочник”, роальд)

 

москва… надо понимать, январь 1964

приехал, запасшись адресами-телефонами (от л.в.успенского), искать себе “папу и большую волосатую лапу”…

звоню асееву:

– николай николаевич, мне нужно бы с вами увидеться.

– а мне это нужно?

– ну, не знаю, насколько нужно, но может быть, небезынтересно...

– прочтите мне 4 строчки, и я вам скажу, поэт вы или нет!

читаю:

"там, где томь

в затоне тонет,

где кошмою камыши –

только тонкий лебедь

стонет,

только

нету ни души..."

– было! у бальмонта было!

– ну и что, говорю, у асеева тоже было:

"тулумбасы – бей, бей

запороги – гей, гей

запороги вороги

головы не дороги...."

– ну, нам не о чем с вами разговаривать!

– я тоже так думаю...

поговорили.

 

футурист асеев, друг и ученик маяковского, сочлен с бриком по "леф"у (и по че-ка, впрочем – признавался сосноре!... а тот, естественно – мне) – похоже, не читал литературоведческого труда осип максимыча, "звуковые повторы", иначе – не спутал бы:

 

"... в полночной тиши

чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши

о чём они шепчут? о чём говорят?

зачем огоньки между ними горят?"

(бальмонт)

 

с вышецитированным.

по обоим текстам можно было бы написать целый трактат, о фонемах, сдвигах ударений – и напишу, ужо.

но то, что асеев был глух, как пень, меня не удивляет.

его современник, литературный критик, поэт и переводчик чуковский договорился:

"у парфюмерных дел мастера северянина появился талантливый подмастерье, некто виктор хлебников...",

цитируя:

 

"на острове эзеле

мы вместе грезили

я был на камчатке

ты теребила перчатки

с верховьев алтая

я сказал: дорогая..."

 

ухватившись за "грезили", "перчатки", "дорогая", и – наглухо не просекши географический перепад этих строк.

это просёк не поэт и не лит.критик (по основной профессии), николай николаевич пунин, в своей неопубликованной (до меня: Ант., том 2А) статье приводивший пример:

 

"ребёнку шепчешь: не кусай

когда умру, свои дам крылья

уста напишет хокусай

а брови – матери мурильо"

 

– именно перепадом: япония – испания, свободным скольжением хлебникова в океане пространства-времени (о чём и статья).

 

в январской москве 64-го:

… оставляю “томь” папаше андрея вознесенского (с почтовым адресом на задней обложке машинописной книжечки в дюжину страниц)

реакция – нулевая (и по сю)

 

… отправляю по почте машинописный сборник “ассорти” эллию-карлу львовичу сельвинскому

(следует малая переписка – из двух открыток и писмеца)

… таковые вроде утопли – в наводнение 28 июня 2006?...

 

и немудрено:

 

УЧЕНИКИ ЭЛЛИЯ-КАРЛА ЛЬВОВИЧА СЕЛЬВИНСКОГО,

ГЕРОЛЬДЫ И ПРОХВАТИЛЫ

 

"... Параллель между Гефестом и Берия /м?/не кажется надуманной. Я бы, однако, на Вашем месте закончил стихотворение строками: "О, коммунисты-Прометеи! Я верен Вашему огню".

19.I.1964"

(Г.Киселеву, Ст. Халилово Оренбургской обл.)

21)

 

"Дорогой Герольд Киселев!

... Остальные прелюды в большей или меньшей степени замучены виртуозничаньем: ... до омерзительного "Альковного", где попадаются, например, такие перлы:

О душный мрак средневековья,

Ты – наподобье сдобных гнид."

22)

 

"В.ПРОХВАТИЛОВУ

(Ленинград)

 

Уважаемый тов. Прохватилов!

Стихи Ваши приятны на слух.

... 13.XII.1961"

(И.Сельвинский, "Письма к студентам", М., "Советская Россия", 1965, стр. 45)

 

"... надо избегать рифм, состоящих исключительно из иностранных слов, –

Ты надо мной иронизируешь

И так легко полемизируешь.

Это засоряет язык. Правда, у Пушкина можно найти то же самое:

Я снова жизни полн – таков мой организм.

Извольте мне простить ненужный прозаизм.

Но Пушкину можно всё: чернильная клякса, канувшая в океан, не изменит его цвета."

/В.Прохватилову, Ленинград, 13/XII.1961/.

(И.Сельвинский, "Письма к студентам", М., "Советская Россия", 1965, стр. 44)

– двойка, профессор! выебон пушкинский – принять за ляп... "подобье англицкого сплина, короче – русская хандра..."

 

"Не могу также пройти мимо "Точки опоры", написанной в тактовой просодии."

/В.Прохватилову/

47)

 

"Белый стих требует мыслей. Но Вы именно тот поэт, которому их не занимать."

/В.Прохватилову/

50)

 

ПРОХВАТИЛОВ-1994 (или “Знакомьтесь, Балуев!”)

 

“… послал тут, с юношеской любовью (на двоих с молотом), олесей <войцеховской> – десятков пять статей за разные годы, так, вроде, сунула каким-то пьяным мудакам в “лен. литератор”, прохватилову и ещё кому-то, заходит к ним, по моей просьбе, шалыт, говорит: “будете кузьминского печатать?” “а мы уже кузьминского печатали!” “да нет, – возражает пьяному балуеву вдутый прохватилов, – это мы кузмина печатали!” на этом судьба статей и заглохла.”

(из писма В.И.Левитину, 13 марта 1994)

 

… и единственный приличный текст прохватилова, попавшийся мне (о единственно приличном поэте в стенах СП, достойном однофамильце олежки григорьева), цитирую бесконечно:

 

   “В конце прошлого сезона, во время одного из заседаний секции поэзии при СП, в конференц-зале открылась дверь, и на пороге возник Григорьев. <...> На голове только что прибывшего авангардиста был напялен... противогаз. <...> Наш бессменный председатель, заступивший на эту должность тому лет тридцать, возмущенно сказал, что это дело так не оставит.

   Усилиями наиболее принципиальных чоленов секции противогаз был снят. Хотя стихотворец отбивался. Потный и взъерошенный, он с достоинством объяснил свой поступок тем, что на секции-де поэзии такая отравленная атмосфера, что без противогаза никак нельзя: есть опасность если не отравиться, то задохнуться...”

(В.Прохватилов, “Геннадий Григорьев” /предисловие к подборке стихов/, “Ленинградский литератор”, №4, 22 декабря 1989, стр. 5)

 

и моё примечание, в ненаписанном-писомом эссе о серёже:

– довлатов же в эти заведения ходил без противогаза – принюхивался к персонажам?... или привык?...”

 

 

БАЛЛАДА О СЕРЕБРЯНЫХ ЛОЖЕЧКАХ

 

день-день-день ды сегодня безветр?енный

пригласил писат!еля в гости НЭП

ийэх! маи ложечки, ды серебря!ны

са стола ды пря!мо за па!зу!ху – гэп!

 

чтой-то комуй-то в морду па!ле!те!ло

запшикали мильтоны – и па!шла ма!тня

па очереди пёрли – ккаму? ккакое?! дело –

я ли у бабеля, иль бабель у меня?

 

грянем жы дружно д’ над палит!музеем

д’ над палитехни!ческим – на весь эс-эс-эс-р:

а-бэ-вэ-гэ-дэ-е!-жэ-зэ!-и! –

ка-эл-эм-эн-о!-пэ-эс-эр!

 

чтоб вся москва разбежалась от зыка!

чтоб меня признали к будущей весне!

… сельвинский був такiй: выверчен язЫка,

маленькие вусiки, та на носу – пенснэ.

 

(Арго-Гольденберг, 1930-е, по памяти,

с автографа Л.В.Успенского в 1?-м издании “Улялаевщины”)

 

… касательно пародии этой, помнимой наизусть с 1957-59 – нигде никогда никаких даже упоминаний не встречал…

 

о трёх вариантах-изданиях “улялавещины” – см. (как ни странно) мемуары сироты ахматовой, димочки бобышева, в «звезде»…

  

 

на первую страницу 

к антологии

<noscript><!--