на первую страницу 

к антологии

 

 

ЯРОСЛАВ ВАСИЛЬКОВ И БАШКИРСКИЕ КУРДЫ БАШКОРТОСТАНА

 

«Бəйан – Пеан – Бəйандара – Баядера. Одичание как снисхождение Святого Духа. Архитектурное построение мифа во времени и пространстве – дара.

 

  Этимология. В курдском языке слово Бəйан «дикий, одичалый», что соответствует башкурдскому – Вахши «дикий» «зверь» (Вакх, древнегреч.). Например, в курдском языке həйwaне бəйан «дикие животные», бəйан бун «одичание».

  Курдский тьреq, накинув шкуру (тире, башк.) козы начинает ползать на четвереньках вокруг толпы езидов и блеять, подражая козлу или барану, стараясь по возможности – одичать «бəйан бун», дабы отождествлять свой образ с тем животным, которое он сам и изображает в обряде, упоминаемый Дж. Фрэзером.

  Главным моментом всего ритуального действа курдского священнослужителя – Тьреqа, является то, что он выразительными мимическими движениями своего тела и голоса – Повествует верующим езидам – курдам о событиях, происходящих в Мифе. Одичание – бəйан (курдск.) становится у езидского Тьреqа пластическим средством выражения через Мимезис сокрытое словесное повествование. Слово – бəйан у башкордов Урала, как раз и означает «Повествование – рассказ» и происходит от единого корня со словами – танец «бейеу» и стих «бəйет». В курдском языке слово – байет означает «стих», тогда как в английском (индогерманском) слово того же корня – роеt значит человека «сочиняющего стихи». В эпоху Риг-Вед для индо-ариев Куру поэзия как жанр носила ярко выраженный состязательно-спортивный характер, что полностью подтверждается наличием в башкордском языке слова того же корня – бəйге «состязание».

Ашвамедха – Жертвоприношение коня, является, пожалуй, наиболее изученным из всех древних обрядов ведических индоариев. Самое первое упоминание о жертвоприношении коня восходит к гимнам «Риг-Веды» (I, 162 и 163), где даны подробные описания этого обряда. Выбранный Конь, который под охраной людей свободно пасся в течении всего года приносился в жертву. Правитель – раджа, совершивший обряд Ашвамедха получал имя Властителя миров. Умертвив коня, его туша расчленялась по суставам, как это требовали ритуальные предписания, поскольку кости должны были быть в целости и сохранности для последующего обряда – воскрешения. По всей видимости с этой целью, чтобы не портить шкуру, коня не резали, а душили, а затем сдирали шкуру чулком, что ещё до настоящего времени практикуется в башкордских деревнях Зауралья при снятии шкур с мелкого рогатого скота, а также у курдов, когда из шкуры козы или барана желают сделать бурдюк для молока, вина, воды, называемый – hабан..

   После убийства коня у ведических индоариев Куру, а затем и у индусов, совершался оргиастический обряд зачатия нового коня – солнца. Как пишет Я.Васильков о ритуале Ашвамедха: «Через год по возвращении коня, совершалась серия обрядов, в которых центральным моментом было умерщвление коня посредством удушения; жёны царя оплакивали жертву, а главная царица ложилась рядом с убитым животным под покрывало и имитировала совокупление с ним; жрецы и женщины, участвовавшие в обряде, обменивались при этом репликами эротического содержания».(см. Словарь «Индуизм, Джайнизм, Сикхизм». М.1996 г., ст. Ашвамедха, авт. Я.Васильков стр. 70–71 )

    В этом обряде жена раджи условно превращается в кобылицу принесённого в жертву жеребца – символа старого солнца – года. Именно вот это превращение человека в животное, то есть – одичание, дикое исступление называется по курдски – Бəйан. Все ритуальные действия супруги Раджи, направленные на магически – сакральное зачатие нового солнце – коня от принесённого в жертву старого коня – солнце, происходило на возвышении у алтаря – веди в центре священного пространства – дара (курдск.). Бəйан – «одичание» было по представлениям ведических индоариев Куру нисхождением во тьму, превращение человека в дикаря – Вахши (башк.). Затем, как бы находясь в этой животной мгле, сознание человека начинало восходить вверх и впадать в блаженное безумие – Диуана «блаженный» (башк.), проясняясь светом сияющего небесного божества – отца.

О принесении в жертву агнца женщинами для совместной ритуальной трапезы с юношами, пришедшими в гости постоянно напоминают стихи народных башкордских песен. Разрывание живого козлёнка-бога являлось трагедией в обрядовой драме, тогда как явление жреца – тьреqа в шкуре – тире (башк.) козлёнка представлялось радостным воскресением бога, превращало обряд в живую комедию. Повествование в речитативной форме объединяло трагедию и комедию в единый сценический цикл, во время представления которого участники ритуала, испытывая сопереживания страстям умирающего и воскресающего божества – Диониса, имитировали – бəйан в исступлённом – бəйан танце циклические изменения неба – Дъяуса Питара.

   Древнегреческие Вакханки (безумные, башк.) полностью соответствуют древнеиндийским – Девадаси «рабыня бога», искусной в танце, пении и музыке служительнице культа в индуистских храмах. Девадаси как живые воплощения жен бога во время праздничных обрядов вступали в «священный брак» с брахманами и царями – раджами. Как пишет А.Дубянский: «Имея основной задачей развлечение богов, царей, придворных, брахманов, Дэвадаси оказались создательницами и хранительницами высших образцов индийского музыкально-танцевального искусства, в том числе классических стилей «бхарата – натьям» и «одисси». Профессия Дэвадаси – наследственная, но их ряды пополнялись и за счёт девочек, посвящаемых или даримых храмам и богам некоторыми индуистскими семьями.

   Кое-где Дэвадаси существуют и в настоящее время, хотя их институт формально искоренён серией законодательных актов (последний относится к 1947 г.)». (см. Словарь «Индуизм, Джайнизм, Сикхизм», М. 1996 г. стр. 185–186, ст. Дэвадаси.)

  Культ безумных вакханок и танцующих в священном танце Дэвадаси зародился в глубокой древности в среде индо-германских племён из цикла жертвенных обрядов, посвящённых календарной смерти старого года и рождение нового года, вследствии чего начинается, как думали люди той эпохи фетишизма и оборотничества – увеличение светового дня. Ведические племена индо-ариев Куру пришли на территорию Сев. Индии только во II тыс. до н.э. с севера, с Южного Урала (культура Аркаима и Синташты). Равно и дорийские племена эллинов пришли на территорию Балканского полуострова с севера из степей Северного Причерноморья. Семантика таких слов как: Вакх – Вахши, Диуана – Дионис, Эллин – Алан, Куру – Курды – Башкорды ясно, чётко и весьма убедительно доказывает исконно башкурдское, уральское их происхождение и подтверждает миграцию с севера на юг в Индию и Элладу индо-германских племён Ариев – Алан – Эллинов в древности.

   В дни весеннего праздника Великих Дионисий женская половина дома – Гинекий в домах эллинов становилась храмом деторождения, где супруга уподобляясь вакханке – богине <и> вступала в священный брак со своим мужем «Господом дома». Важно указать, что у эллинов – Гинекей являлся неприкосновенной частью дома.

   У курдов Месопотамии слово – Стер означает «постельные принадлежности», которые в быту как пишет Чаркази Бака: «сложенные на камнях или досках у стены в комнате или шатре напротив входа – считались у курдов священными». (см. Курдско-русский словарь М. 1957 г.) Курдское слово Стер совпадает с именем древней месопотамской богини любви и плодородия Иштар дочь бога Ану, любовь которой отверг Гильгамеш.»

 

(Сайт Салавата Галлямова

При использовании любых материалов с этого сайта ссылка на Bashkurd.narod.ru обязательна!

Салават Галлямов. Основы Башкордской индо-германской философии. Эстетика.Том IV. Башkортостан, Уфа, НМ РБ, 2002)

 

 

… Мне известен только 16-летний ярослав васильков, который чево-то там потом переводил из «махабхараты» или около её – стихами 1960-го года:

 

Эй, мадьяр!

Кто б ты ни был –

Иштван или Золтан –

Променяй года-глыбы

На деньки золота!

 

Помирать – хорошо,

А ещё бы хорошее –

Полоснуть палашом

По холёной шее!

 

(которые его стихи мне читали 2 его соученика – викторы кривулин и соколов, в начале 1961-го; про «махабхарату» – слышал потом)

 

… итак, башкиры с урала пришли в индию и иран, прихватили по пути курдов – и добрались аж до греков и их гинекеев…

 

чево только ни узнаешь на пятый день бодрствования в третьенедельном уже запое…

 

(2.18 ночи на 19 июля 2005)

 

… к башкирцам я – со всею душою (и к тому салавату), о чём свидетельствует мой –

 

БАШКОРСТАН ПОЛОЗКОВА И ЗАРУБИНА-ЧИКИ

(песнь салавата юлаева)

 

        “графъ Чернышёв (бе атаман Зарубин-Чика)

         осатанел и стал рубиться пика

         но отЪ Императрицы вышла бяка

         и князъ Потёмкин муторно заплакалъ”

               (Автор, “Жописки унд арабески”, 1986)

 

надувайте волосатые щёки

раздувайте пожар от башкир

от натуги лопнет мясо и щёлки

закричат голосами бакши

 

ай якши пугачу на секире

ой яман палачу на доске

топорами комаров насекайте

комарами топоров натаскав

 

бачка батюшка орёл стонет кичка

ак-булат меня стегает камчой

и поёт в уфе браток костя кинчев

настя скатертью стелется камчатной

 

и орут от урала до камчатки

от арала до степей уренгая

ой кольчуга да стальные колечки

и урла орёт в урман убегая

 

в башлыке заглохнет глас башлачёва

баш на баш и бешбармаком сычёным

то ли сыч поёт а то ли сычата

что в уфе и в сарапуле зачато

 

раздувая волосатые щёки

раздевая красных девок до щёлок

это варится в котлах мыло щёлок

это щёлоков щекочет юных целок

 

целиною уренгая казанью

шёл башкирский полк как волк на казаков

бачка-царь велел им выкатить бочки

а потом отбить налитые почки

 

салават заливался соловьём ли

только стылая земля нам не внемлет

тептяри и мещера ощерясь

на урал идёт несёт медвежью челюсть

 

чуваши черемисы и мокша

сплошь брадатые заросшие мохом

в чекменях сермяжных важно выступают

во главе народного восстанья

 

и летят кривые стрелы и пики

и кривятся поражённые лики

ай якши бурнус облитый кумысом

мокроступы во главе с комсомолом

 

так башкирцы покоряют округу

по херам и похеряют подругу

то на лошади поправив подпругу

мчатся вольно в сёдлах подпрыгивая

 

лук и стрелы самопалы и пики

у батыров и помощников чики

государь со облаков наблюдает

как самара на уфу нападает

 

и гремят в казани медные трубы

и плывут по волге бледные трупы

и башкирия от хивы до урала

голосами башлачёва орала

 

то орлы не поднимаясь над кручей

бьются стадом чёрным облаком кучей

чёрной радугой провисшей над тучей

наш закат не загоревшись потухнет

 

ай якши яман в потёмках потухнет

только слово словно олово ахнет

и лицо непроницаемо опухнет

и над русью кизяком горько пахнет

 

/1 августа 1991/

 

30-40 миллионов курдов – и скоко-то там сот тысяч породивших их башкир…

а поскольку сейчас я занимаюсь курдологией (как а.пушкин – езидами-«сатанистами» в набросках к «путешествию в арзрум») и друзами, впрочем, – то отчего же и не проиллюстрировать индологов и риг-вед-оведов…

вроде и в «песне салавата юлаева» каких пра-арийских (гиперборейских) корней найдётся

 

 

PS (ЗЫ):

 

… езидов почему-то Валерий ТИШКОВ, директор Института этнологии и антропологии РАН, готовясь к поголовной переписи, обозвал евреями:

 

«Например, возьмем одну маленькую группу – езиды (курды-иудаисты).
Одни себя записывают "йезиды", другие "езиды", есть еще "езды".»

(www.demoscope.ru/weekly/2002/061/perepis03.php (19 КБ). Валерий ТИШКОВ, директор Института этнологии и антропологии РАН. Время новостей On-line, 27 марта 2002 года)

 

другие источники указывают другое:

 

«Езиды – курды-язычники, потомки тех, кто не принял ислам.»

(www.bigland.ru/press.asp?kind=look&id=220 (56 КБ)

 

хотя и те, и другие – друг от друга открещиваются…

третьи – третье

(пушкин – прото-четвёртое)

и т.д.

 

выяснил заодно, что ассирийцы (айсоры) и есть многоискомые – несториане…

в науках есть много гитик

 

а мы – токо поэт…

мы – по пэанам (предпочтительно даже – дипиррихий с двойным пэаном:

«я человеконенавистник,

а не революционер»,

приводимый сельвинским в «студии стиха»)

оно как-то попроще Риг-Вед…

 

(2.54 той же ночи)

 

 

на первую страницу 

к антологии

<noscript><!--