на первую страницу 

к антологии

 

 

КРЕПОСТНОЙ ИСАЧОНОК

 

Светлой памяти его и батьки Алипия...

 

... В пасмурный день, в полутёмном подвале далеко не кошерного Брайтон-Бича – писать о художнике из далёкой Речицы – Гомеля – Мозыря.

Белорусском художнике Санктъ-Петербурга.

 

... Напряжение в сети падает, компьюторная машина системы "Зельда" (изобретение Миши Левина) барахлит.

Висят 3 картины еврейского художника из Москвы Антона Розенберга. На открытии выставки свет гас 20 раз – и зажигались кошерные субботние свечи. Зрители ходили с блюдечком свечей от картины к картине.

Очень концептуально.

 

Напряжение работ Розенберга – 7 лет ушло в "Синагогу" (холст, масло, 1 м на 1.70 – на глаз), 5 – в "Персея и Андромеду" (холст, масло, 30 на 40 см, приблизительно), поменьше – на "Кремль" и "Дом Правительства". Эскизы, этюды, пейзажи – всего, где-то, с полсотни работ. Выставка называется "Три картины". Имея в виду – ЗАКОНЧЕННОСТЬ.

 

Антону Розенбергу – 26 лет.

 

Александр Исачов не закончен, но начат.

 

... Человек – имеется в виду вид Homo sapiens – способен существовать в пределах температур от плюс 10 до плюс 40 градусов, от Гренландии до Огненной Земли, от полуголодного существования до полного переедания. Способен жить в Бухенвальде и Бруклине. "Человек – не блоха, ко всему привыкнуть может". (Зощенко).

Но – словами Хрущова уже – "Человек – не блоха, туды-сюды скакать, в заграницы."

 

Александр Иванов жил в Италии.

Антон Розенберг – в Москве.

Александр Исачов – в Речице.

Наезжая пешком в Петербург...

 

Он был повязан – ПРОПИСКОЙ.

Крепостного Шевченку художники и меценаты выкупили-таки, но потом – его сдали в солдаты. Сейчас он стоит памятником.

Крепостного Сороку – в его 40 лет – помещик надумал выдрать. Григорий Сорока повесился. Выкупить его тоже пытались, но безнадежно. Сейчас он – разворотом в "Огоньке".

 

... Исачонка нельзя было выкупить.

Подобрал я его на улице, в белые ночи – и сдал на постой к Юлии Вознесенской. В её странноприимный дом.

... Странные люди в нём принимались – от беглых крепостных беспрописочных белоруссов – до будущих возвращенцев и "трижды евреев Советского Союза" Синявиных и Галецких. От московских поэтов (точнее – беспрописочного криворожца Володи Алейникова) до сыновей номенклатурной верхушки, типа Серёжи Зубарева (которого отец спасал от диссидентства и педерастии – санаторной психушкой), или гомика, стукача и трепача Гены Трифонова, которого уже ничто не спасёт.

 

... В послеромантический период (т.е., после романа с хозяйкой дома) Исачов, наезжая, ночевал уже где придётся. Так он познакомился с публикой из "Сайгона", наркоманами и алкашами, БОМЖами ("без определённого места жительства", по определению милицейских властей), с художником-шизиком Геной Волосовым и многими другими, которых ДАЖЕ Я – не знаю.

То-есть, с пьесой Горького "На дне".

 

Социальное дно – познакомило его с полбанкой и "банкой" (это – второе – уже неведомый ДАЖЕ МНЕ и Евтушенко – см. "Огонёк" – вру, "Литературку" за май 88, где Евтушенко пишет о прописке и "томатовке", а также гуталине и "тормозухе"; "банка" – это какой-то польский химикат, который вдыхают, как изъяснил мне Игорёк, приёмный сын уже Исачонка, а, стало быть, мой внучок, которого подобрал на улице в Нью-Йорке киевлянин Очеретянский и привёл ко мне. С единственным багажом – пачкой скверных чёрно-белых фот Исачова и его работ.)

Так я познакомился с Исачовым вторично.

Незадолго – лет, скажем, за 10 до того, я материл какого-то госдеповца и спеца по джазу(?) Ф.Старра(?) за то, что вместо слайдов работ "китов" – Михнова-Войтенко, Левитина, Шали Шварца, Гудзенко и прочих – вывез он из Союза полсотни слайдов библейской мазни Исачонка. Попутно, какие-то русско-язычные дипы – прислали мне слайды портретов своих детей, работы того же неутомимого белоруса.

А ведь я обучал его, знакомя с Михновым, каталогами и оригиналами Шемякина, с живыми и крутыми художниками – которые приняли его, единственного ИНОГОРОДНЕГО (отстояли!), на выставку в ДК Газа в декабре 1974-го.

Но Исачонка засасывало "ДНО".

Живые и крутые художники – имели ПРОПИСКУ, имели СВОЙ ДОМ, даже работая кочегарами в котельных и сторожами автостоянок.

Беспашпортный белорус ночевал, где придётся.

 

... Мечта была – купить маленький домик под Ленинградом. За чем и ходил на поклон к батьке Алипию, наместнику Псковско-Печорской лавры, привозя от него деньги – мне, за мои труды, какие-то тысячи. Но немногие тысячи – уходили на тех же художников, на перепечатку поэтов, оставались копейки на пьянь, но тогда я не пил.

Алипий умер по весне 1975-го, тем же летом я уехал "в Париж" по израильской, естественно, визе – и Исачонок остался один, перейдя эстафетой к Жоре Михайлову.

Жора и сохранил массу его картин.

 

... Когда я смотрю на его холсты – в слайдах ли, репродукциях, оригиналах – мне хочется заставить его переписать каждый мазок, каждую композицию. Настолько это малограмотно, претенциозно и НЕ СДЕЛАНО.

 

... Когда я смотрю на его холсты – я поражаюсь выживанию человека (Homo sapiens) – в условиях абсолютно не приспособленных для этого вида. Я поражаюсь выживанию огромного ДУХА, ЗАМАХА – его – ТОЖЕ НЕ СОСТОЯВШЕГОСЯ – тёзки Александра Иванова ("Явление Христа народу", эскизы – и – ВСЁ?!...), я поражаюсь, как – БЕЗ школы, БЕЗ средств, БЕЗ мастерской, БЕЗ жилья, БЕЗ денег на кисти и краски – осуществлялся замах на вселенную, понимаемую библейски, понимаемую полуграмотно, примитивистски -

 

я понимаю, что А.Исачов – ХУДОЖНИК.

От Бога.

 

А не от богемы, от бомжей, от банки...

 

7 июня 1988

Последний подвалъ

 

позитив

 

 

НЕГАТИВ:

 

"НАРОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ"

(Глазунов, Шилов, Клыков, К.Васильев, Исачев)

И НАРОД

 

"Смею заявить себя варваром."

(В.И.Ленин, ПСС)

 

"В ночь на 11 февраля неизвестный преступник, подобрав ключ к входной двери, проник в охраняемый сторожом выставочный зал Фонда свободного искусства (в комитете по культуре мэрии не зарегистрированного) и вынес оттуда картины "Благословение хлеба и вина", "На кресте" и "Распятие" художника Исачева, принадлежащие частному коллекционеру М."

(Вырезка без даты и названия, 1996?)

 

Рассказывает Алёша-Золотые-руки, <массажист мой>, киевлянин (родом из Зеленодольска под Казанью, родины ныне шибко известного художника К.Васильева):

"В 1986-87 г. была выставка Исачева в Киеве, драли по 4 руб. за вход (включая какую-то "донацию"), тогда это были деньги... Народ ломился.

А Глазунов до того – 2 руб., толпа – как в мавзолей, фотки-плакаты по 3 руб. (с указанием цыфирками, где Солженицын, где Мао, а где Иисус)..."

 

ЧТО НУЖНО НАРОДУ

 

"В московском Дворце молодежи проходила выставка белорусского художника Александра Исачева.

... Одна из посетительниц московской выставки написала: "... после его картин хочется жить. Профессионалы называют его дилетантом, но после многих их опусов хочется застрелиться!"

[ – явно в адрес всяческих "формалистов"! – ККК]

Другая запись: "До каких пор за нас будут решать, что нам нужно, а что нет? ..."

(Елена Веселая, "Что нужно народу". "Московские новости", №18, 30 апреля 1989, стр. 11)

– решает НАРОД!

 

Говорит вдова:

"Он вел типичную жизнь провинциального подростка. Среднее образование получил в вечерней школе, где обучение проходит по принципу "чему-нибудь и как-нибудь", добавим и "когда-нибудь".

Работа в ремонтно-строительном управлении каменщиком... По вечерам тацплощадка...

Но в начале 1973 года он уезжает..." [на этом обрывается найденная страница, 9-ой уже нету... На обложке журнала – чудовищная мазня Исачонка, маленького размера и текст: "Не сломлен, не побежден" – ККК]

(Наталья Исачева, "Он не просил судьбы иной", "Огонёк", №24, июнь 1989, стр. 8)

 

И, наконец (см. далее, а пока – запомнить) –

"Около ста картин оказалось в Париже у его друга Георгия Михайлова."

(Елена Веселая, см. выше)

 

"НАРОД ЛЮБИТ ШИЛОВА

Единственная очередь в Москве тянется в эти дни к зданию в Малый Манеж. Люди ходят увидеть картины художника Александра Шилова. Люди любят гладкую реалистическую живопись, когда не просто похоже, а очень похоже...

... Люди, которые приходят на выставку Александра Шилова, в основном, пожилые женщины, которые лишены в жизни "красивого"."

(Соб. инф., "Вечерний Нью-Йорк", 28 июня 1996)

 

Выразимся классиком:

"Я люблю Беранже. Это большой поэт. Но беда его в том, что уже многие годы он работает на вкусы приказчиков из мелочных лавок и провинциальных модисток."

("Каменный идол" Гюстав Флобер, по памяти)

 

И никак ещё не "классиком":

"Я не люблю народ. Пусть уж лучше народ любит меня."

(Автор, "Хотэль цум Тюркен", вроде, в "Мулете-А", 1985? Роман на 90% не опубликован, сноски затруднены.)

 

Но:

 

"МОСКВИЧИ – ЖИВОПИСЦУ

В самом центре столицы, рядом со зданием гостиницы "Мир", полным ходом идет реконструкция особняка, в котором размещается мастерская Ильи Глазунова. Московскому налогоплательщику эта стройка обойдется в 500 миллионов рублей..."

(Д.Ухлин, под рубрикой "Меценатство", явно "Московские новости", за этот или прошлый год, вырезка без даты)

 

"... – Какая вам разница, что мэрия дала мне денег в долг – я что-то да сделал для России!"

(Илья Глазунов, там же)

 

"ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ: "РУССКИЙ – ТОТ, КТО ЛЮБИТ РОССИЮ"

Давно не было выставки Ильи Глазунова. Ее ждут, потому что для многих миллионов встречи с творчеством Глазунова – осмысление жизни (не меньше! – ККК), надежды, веры в Россию..."

(Интервью вела О.Свистунова, "Курьер", 5 мая 1994, стр. 11)

 

"Русский художник, почетный член Мадридской и Барселонской королевских академий, лауреат премии Джавахарлала Неру, ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, профессор ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ"

(Заголовок, "Новая газета", 4-11 декабря 1995, стр. 7)

 

"... Никто не потряс меня так сильно, как Глазунов с его искусством, полным эмоциональности, – сказала о нем Джина Лоллобриджида."

(Там же)

– Шилов, в свою очередь, "потряс" искусствоведа же Ельцына.

 

"A SOVIET ARTIST SAYS 'NYET' TO HEROIC TRACTORS", by David K. Willis, Staff correspondent of The Christian Science Monitor, Moscow, July 20, 1978"

– "Советский художник говорит "ньет" героическим тракторам..."

 

– Констатин Васильев, ещё один "нац.гений" из глубинки (материалы по нему где-то завалялись, супер-патиротическая "живопись", в духе глазунова-шилова и скульптора клыкова) – отвратил меня почти как Глазунов или, увы, теперь уже – Исачев...

Свобода и рынок... За 10 лет (1986-96) – больше дерьма, халтуры и китча наработали, чем весь Союз художников и худфонд за предыдущие 30-40 лет. Глазунов (при всей своей омерзительности) хотя бы рисовать умеет...

 

КИТЧ, ДОСТУПНЫЙ ВСЕМ

 

"В конце прошлого года, в ночь с 21 на 22 декабря, из галереи "Свободное русское современное искусство" были похищены две картины известного русского художника Александра Исачева. ...

Оценочная стоимость только одной из похищенных картин – знаменитого "Апостола Петра" – 50 тысяч долларов США. Потерпевшая сторона – владелец коллекции Георгий Михайлов...

– ... В последние годы рейтинг Александра Исачева резко вырос. Особенно в Израиле. Там кто-то (кто? – ККК) занялся искусствоведческим анализом творчества художника и сделал любопытное открытие: Александр – один из лучших художников современности, умевший рисовать типичные иудейские лица. ...

– "Апостол Петр" – самая дорогая картина в моей коллекции. Меня уже не раз просили продать ее, предлагая очень и очень большие деньги. Но я всегда отказывался.

В свое время картины Александра Исачева были приговорены советским судом к уничтожению. ... Эти картины – национальное достояние "новой" России."

(В.Попов, А.Раковский, "Разыскивается "Апостол Петр", под рубрикой "Безопасность", "Невское время", 10 февраля 1996, стр. 9)

 

Вот так и создается "легенда"... По моем отъезде в 1975-м, недоучившийся "Исачонок" попал эстафетой к Жоре Михайлову, преподавателю физики, который превратил свою квартиру в 76-м в "художественный салон", набрав туда отверженных художниками же – недоучек, акварелистов-реалистов, доморощенных "сюрреалистов" и просто мазилок. Один профессиональный художник – Ю.Брусовани, да случайно затесавший лидер неофициалов Ю.Жарких – из общего числа (по каталогу) 13 человек. Остальные – Митавский, Вяземский, Сухоруков, И.Смирнов, Дубяго, братья Позины – были мне попросту неизвестны, а известные (мне) Игорь Шпадарук (приятель Исачева) и Валентин-Мария Тилль (он же Смирнов), фотограф – были известны "не тем".

Звездой "коллекции" – 4 листа иллюстраций и обе обложки – был Сашенька Исачев...

(См.: "Fonds Der Freien Russischen Gegenwartskunst", aus der sammlung Georgui Mikhailow, Band I, Mostra 1988 – Nel Monasterio di San Bonifaz Monaco di Baviera – Germania)

 

И не "картины Исачева", а всю "коллекцию" этого, на 50-75% мусора – определили, как "не имеющую художественной ценности". Сжигать её, после того, как Жора заигрался в диссидентствующего покровителя искусств и загремел на химию в Магадан – никто и не собирался.

Коллекцию он, в результате, вывез на Запад и раскручивал её – мазню Исачонка вперемешку с "лагерными" снимками – по западным средствам информации и американскому ТВ.

Потом судил КГБ. Потом собирал подписи против заартачившихся художников (уже в Германии), и вообще, вёл активную "творческую и искусствоведческую" жизнь.

Оценка "Петра" в "50 тысяч долларов США" – дана, естественно, самим Г.Михайловым. Якобы, картину "хотел купить Ватикан". Что ж не продал? А для понтов.

Картины же, украденные "для продажи в Израиль" (где не умеют рисовать "типичные иудейские лица"!) – или очередная рекламная параша, или – результат этой же самой рекламы: малограмотные грабители вполне могли клюнуть.

 

Жаль Исачонка. Жаль дурищу Наташку, вдову его. И детишек. Всё это – образчик работы "новых Дягилевых": преподавателей физики, инженеров-экономистов, переводчиков "с грузинского" – наших Писистратов и Меценатов – жор михайловых, нахамкиных, глезеров, <табакманов, корнейчук-колодзеек и несть им числа>... Культуртрегеров "нового русского искусства", при активной поддержке западных "средств информации" (см. рекламу Глазунова в "Christian Science Monitor", выше. См. статьи Дэвида Ремника в журнале "NewУorker". См. Сюзанну Масси, Барбару Хазард, Ольгу Карлайл, Сюзанн Зонтаг, Лин Хедженян и прочих "мадамъ" русского искусства и литературы.)

 

Впрочем, на свободном Западе – кушают, что хотят.

Свободные фекалофаги…

 

ОТСТУПЛЕНИЕ ПО ЯЙЦАМ ФАБЕРЖЕ

 

Люблю повторять, неоплачиваемыми лекциями, на дому:

... В осьмнадцатом веке брильянт оправляли во что? Холодная подсветка: в посеребряное золото, либо в платину. Гранат? Тёплая: в красное (турецкое) золото.

Днями, кстати, часа в 3 ночи нарисовался 25-летний "новый русский", самарский откупщик по золоту – пришёл с вопросом: "что делать? если коммунисты победят?" изъяснил ему, ЧТО надлежит читать: Герцен, "Что делать?", Чернышевский, "Что делать?", Ленин, "Что делать?", и т.д.

"Я, говорит, 60 тысяч в квартиру вгрохал! Я её коммунякам не отдам! Сожгу! Коммуняк перестреляю!"

Приехал сюда отдохнуть по кабакам, поохотиться на оленей, опять же.

Полезную информацию – и из него, однако ж, почерпнул: увидел моё кольцо обручальное, дедовское – "Это, говорит, хорошее, красное золото, не американское. Мы такое в Турции берём. Американское – жёлтое, не то."

Город Жёлтого дьявола... "KAPLAN BUYS DIAMONDS", "Каплан покупает брильянты" – лозунгом из лампочек, во всю высоту здания на 5-ой авеню.

 

... Что произошло в России в 1861-м году? (экзаменую всех приходящих) – ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. Кто на этом выиграл? Купчишки. Кто проиграл? Аристократия. И в Европу поехали Третьяковы и Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Елисеевы и Рябушинские.

 

Купчишки рассуждали здраво: "Брульянт? Ён дорогой. Яво давай в золото. Гранат? Ён дяшёвый. Яво – в сярябро." Так, на смену ювелирке века осьмнадцатого – пришёл "стиль Фаберже". Побольше золотишка, цацок, камушков! Чтоб видно, что – дорого! А вкус... И посейчас собирают, выставляют, покупают и продают – чудовищные по вкусу бесчисленные яйца Фаберже...

Коммунист, писатель, археолог, палеонтолог, фантаст и культуролог Иван Антонович Ефремов – описал в "Лезвии бритвы" выставку подобного китча, работы самородка и умельца, Денисова-Уральского, где самоцветный камень – служил чему угодно (вплоть  до политпропаганды!), но – не искусству ювелирного дела. Читайте также – Бенвенуто Челлини, о фольговой подложке (подцветке) для драгоценных камней. И вообще – читайте хоть что-нибудь!

 

Этот-то "вкус" – и послужил легенде о прозорливости русских купчишек и меценатов. Как же! Собрание Третьякова! Собрание Морозова! Музей Щукина!... А всё было простенько и незатейливо, как яйца Колумба. Аристократы перестали ездить за рубеж (читайте "Вишнёвый сад" Чехова!). Поехали купцы. Вместо Рембрандта и "малых голландцев" – "Рембра'ндт? Ён дорогой. Не укупишь. А вот тут одноухий по дешёвке картинки продаёт, нешто купить? А куплю! Ня ндравится? А я ишшо вот энтих красных баб, на зялёном – и повешу!..." И кто возразит? Это же было не "капиталовложение", а – прихоть, придурь. (Иногда, впрочем, подсказанная и какими умниками Грабарями...) Гляньте только на фото Щукинской гостиной: в интерьере "второго рококо", на полукруглых сводах потолка, посередь финтифлюшек – повешены мощнейшие полотна Матисса. Им бы – архитектуру Нимайера, Корбюзье, Райта – ан нет, в буржуазной до безобразия лепнине – висят, наклонно (не помещаясь под потолком) шедевры великого француза...

 

Абрамцево... Резьба в стиле "рюс", рококошники московско-вологодские... У поэта-культуролога (и моего Сальери), сына и зятя академиков, профессора Славы Лёна/Епишина, в Москве, имелся такой гарнитур: стол письменный в виде телеги на колёсах (катающийся!) и в масть ему – кресла, со спинками в виде дуг и подлокотинками-топорищами (в виде топоров!). Рукавицы мужицкие аж были вырезаны на спинках! Мы всё мечтали: выкатить этот стол на улицы Москвы, запрячь в него голых девок-красавиц, и проехаться по первопрестольной, читая с него, как с подмостков, стихи... Сейчас, кстати, это вполне можно было бы осуществить. После подвигов Бренера, Кулика и какой-то подруги, вознамерившейся публично брить промежность свою – на Лобном месте!

Подробности (нашёл) цитирую:

"На днях группа московских тусовщиков провела демонстрацию у памятника Ломоносову перед старым зданием МГУ. Заводилой выступила известная художница-скандалистка Алена Мартынова. ...

Под занавес атаманша Алена достала бритвенные принадлежности с намерением прилюдно выбрить свою промежность. Первоначально планировалось проделать это на Лобном месте, но народ устал от жары и водки и не захотел перемещаться на Красную площадь. Немного поколебавшись, экстремистка решила совершить свой подвиг в другой раз и в другом месте."

(А.Баденков, "Мартынова постеснялась брить лобок на Лобном месте", "Мегаполис-Экспресс", №19, 22 мая 1996, стр. 2)

 

Ещё иллюстрацией цитата:

"... политические художники Анатолий Осмоловский и Григорий Гусаров. В 1991 году именно под их руководством группа юношей и девушек выложила своими телами слово [из трёх букв, но в "Фокусе" – не точками, а капитальными летерами даже! – ККК]."

(А.Москвичев, А.Тарасов, "Конференция революционных радикалов закончилась убийством спонсора", общественно-политическая газета "Фокус" /политические скандалы/, №1, июнь 1996, стр. 7)

 

– может, лучше (и приличней?) другое, ещё более "массовое"? –

"Они жили в свинстве, живут в свинстве и дальше хотят жить в свинстве... Эти тысячи, которые каждый день выстаивают очереди и давятся до обморока, чтобы взглянуть на высохшее чучело, или выходят на Красную площадь и из своих тел выкладывают околесицу – Слава КПСС? Они не народ?"

(В.Войнович, устами героини романа "Замысел", 1995, в рецензии А.Мокроусова, "Огонек", №25, июнь 1996, стр. 70)

– вот они-то и "народ"... Великий и русский.

 

Сейчас культура в России – "новорусская", купеческая. Отчего и яйца Фаберже – подскочили небывало высоко. В цене. А меня на них глядеть воротит, поелику "быв воспитан есмь" – на Павловском ампире и Батенинском-Гарднеровском фарфоре...

 

– и, тем не менее, должен отметить, что в творческих акциях Мартыновой, Бренера и Кулика, Осмоловского и Гусарова – куда больше ИСКУССТВА, чем в яйцах Фаберже или "русских народных художниках" (равно и – белорусских...)

 

НО ПУБЛИКА (ОНА ЖЕ НАРОД!) СЧИТАЕТ ИНАЧЕ...

НАРОД ПРАВ.

 

/29 июня 1996;

вроде было опубиковано, как и “крепостной исачонок” в НРС; вырезки утопли в 2006, справляйтесь по архивам/

 

     

ПРИВЛОЖЕНИЕ:

 

БИОГРАФИЯ ВДОВЫ

 

вдов надобно сжигать. прекрасным обычаем "сати". как в индии. и, желательно – при жизни мужа.

в особенности, если муж – поэт, художник и так далее.

галка рухина. материалов в 1980-м в тезасе не дала "опасаясь за жизнь детей", если я помяну глазунова; в 1989-м – подала на дочку в суд за устроенную выставку отца. двое старших детей сбежали от матери к дочке, то бишь сестре.

надька кузнецова-цуркан. пьянь, религиозница и истеричка. библиографию – не почесалась собрать, но активно лезет во все дела покойников, включая чужих.

динка виньковецкая: "яшины картины теперь стоят многие миллионы!" – мотивировка отказа дать их на выставку "питерский абстракт".

жанка арефьева, похоронившая птичьи косточки (от курицы?) вместо праха ареха, перепутав пакеты – по рассазу натальи жилиной-шагиной…

и так далее.

 

наталья исачева – не исключение, а более чем правило.

 

(неоконч.; неопубл, 1988?)

  

 

на первую страницу 

к антологии

<noscript><!--