на первую страницу 

к антологии

 

 

И я пропел во сне и сам себя услышал: “Не спеши, паровоз, не стучите, колеса...” Везли невесть куда. Меж нами был старик. Он злобно шамкал: “Они мне дали десять лет, а я вот хрен им досижу”. Мы обнимали старика, смеялись. Не так ли, Женя? Тебя, артиллериста, не убили на безымянной высоте, на всех дорогах вплоть до города Берлина, и ты, бывало, говорил: “А чтоб меня убили, они у нас еще поплачут”. Ты, подполковник Черноног, ты мертв, а бывший лейтенантик жив. Осмелюсь доложить: не плачут, нет. Пускай, мол, каются жиды. Коммуняки в Думе не встают почтить убитых в зонах. И жаждут снова сунуть нам червонец, а то и четвертак. А я вот хрен им досижу!.. Слюною брызжет сын юриста: “Арестовать! Арестовать!” Ведь что обидно, Женя–друг? Засрала шушера Лефортово, смешавшись в кучу без жемчужин. То ль было–то при нас?..
(Ю.Давыдов, //magazines.russ.ru/znamia/1998/11/david.html)

 

«Постой, паровоз, не стучите, колеса!»

 

– Сударыня, я тут выпил и вот что скажу. Я матерый волк, клыкастый. Но внутри нежный. Не вздумайте написать обомне небрежно, я литератор, у меня муха не пролетит!.. Напишите o трепетно, с любовью. И закончите моими стихами: "Вино, вино – России дно". Вы поняли ?
Эти слова автор песни "Постой, паровоз..." сказал мне пять лет назад в своем интервью для "Комсомолки". А потом с ним случился инсульт. Парализовало руку и ногу! распалась речь. Распад речи – это когда человек все понимает, а выразить ничего не может – слова не поддаются... Вот в таком "аварийном режиме" Николай Ивановский и существует несколько лет.

... На мой звонок дверь открывает Тамара Николаевна, его родная сестра. Она рядом с Николаем Николаевичем с момента его болезни, несет крест без жалоб.

Между "честными ворами" и "суками"

Личное дело

Николай ИВАНОВСКИЙ родился в 1928 году.
В 12 лет его эвакуировали из блокадного Ленинграда в интернат, в 14 он попал в детскую колонию – за воровство. В 18, сидя на зоне, написал песню "Постой, паровоз ..."
Всего урка, карманник, рецидивист провел в тюрьмах 11 лет. Освободился в 25-летнем возрасте и навсегда "завязал".
На "Ленфильме" работал 35 лет, был начальником осветительного цеха. Снялся в картине "Досье на самого себя" – в маленькой роли.
Писал стихи и прозу, публиковался в газетах и журналах. Автор книги рассказов "Не скосить нас саблей острой" (1979 г.). Член Союза писателей и Союза кинематографистов

– Здравствуйте, – неожиданно четко говорит сам автор народного шлягера и крепко пожимает мне руку. Увы, в дальнейшей беседе он участвует лишь энергичными "да-да" и кивками головы.

– На "Ленфильме" в его кабинете, раньше каждый день, особенно в вечернюю смену, – сбор, сабантуй. "Наливай!" – вспоминает племянник Саша. – Пели хором. Кстати, "Постой, паровоз..." – не так уж и часто.

Уж какими путями – застольными? – "Паровоз" долетел до Леонида Гайдая, только в "Операции "Ы" Юрий Никулин вдруг запел ее с экрана. Песня стала народной, а ее автор так и остался в тени. Впрочем, он и сам не хотел выпячиваться: никому, кроме друзей, не рассказывал, что "Постой, паровоз..." – его песня, а написал он ее 18-летним пацаном, когда в 46-м году "мотал" срок в Карелии.

– Со слов дядьки знаю, что в его песню вкралось одно искажение, – говорит Саша. – Вместо "Я к маменьке родной с последним приветом" должно быть "с последним поклоном". "Поклон" более соответствовал блатной сентиментальности тех лет, когда уголовник мог запросто кого-то зарезать, а через час в бараке под песни "проливать слезы"... Нет, разумеется, дядька никого не убивал, но в побоищах между "честными ворами" и "суками" на зоне свои шрамы получил – не раз их показывал, задирал рубаху... – Я на пять лет младше брата и помню, что мама всегда хвалила его за школьные отметки, – заступается за брата Тамара Николаевна. – Но любил похулиганить. ...Начинал с кражи голубей в довоенном Ленинграде, а потом пацана воровать заставили война и голод. За детской колонией – взрослая. Пять раз бегал с зоны. За последний побег дали восемь лет. А всего по тюрьмам перекидывали одиннадцать лет. Вышел из-за решетки в двадцать пять лет и никогда назад не вернулся.

Сколько раз сбегал, столько и фамилию менял

На "Ленфильм" попал через год после зоны. Киношники сразу полюбили его за нескучный нрав и размах души. За все хорошее и прощали ему страсть к "выпивону".

На киностудии Ивановский написал киносценарий по своей повести "Дальше солнца не угонят". Там один персонаж песню поет: "Черную розу, эмблему печали, При встрече последней тебе я принес, Оба вздыхали мы, оба молчали, Хотелось нам плакать, но не было слез". Сценарий прочитал Сергей Соловьев, и цитата попала в название его фильма...

На прощание – слово из трех букв

Звонок издателю

Приуныли голуби,
голуби блокадные.
Замерзали голуби
И на землю падали.
Почему вы, мальчики,
Хлеб им не бросали?
Потому что мальчики
Умирали сами.
Это строчки из второй, неизданной, книги Николая Ивановского, которая лежит в питерском издательстве "Деан".
– Скоро мы сможем напечатать книгу Ивановского, – сказал Игорь Адамацкий, главный редактор издательства. – Называться она будет – "На ней красивый шелк". Это лагерная проза, жесткая, но добрая, это истории простых людей, по разным обстоятельствам попавших за решетку ...

...Николай Николаевич внимательно слушает, взгляд его то загорается, то гаснет. В последнее время бойкот объявили обе ноги, так что даже на костыле передвигаться не может – рука-то дееспособная всего одна.

– Плохо говорю, – словно извиняясь, Николай Николаевич на мой уход с трудом "наскребает" два слова. И вдруг легко и ловко добавляет известное русское выражение из трех слов, одно из которых непечатное.

Мы смеемся. Медики говорят, что при распаде речи легко даются почему-то лишь непечатные слова. А я думаю, что просто Ивановский остался в своем репертуаре – не может отпустить гостя без шутки.

Татьяна МАКСИМОВА.
Фото Стаса ЛЕВШИНА и из личного архива ИВАНОВСКОГО.
«Комсомольская правда», 19.12.2001 г.

Р.S. Мы передали в помощь Николаю Ивановскому шесть тысяч рублей, присланных нашими читателями в фонд акции "Поможем любимым актерам". А еще благотворительную акцию в поддержку поэта организовали наши коллеги из газеты "Петербург-экспресс". Авось откликнутся поклонники песни "Постой, паровоз...".

http://www.shansonprofi.ru/archiv/notes/paper42/

 

 

2. РОМАН В ПИСЬМАХ

 

… нужно, как я писал выше, всё, касающееся нашей с тобой и гришкой деятельности 1962-64, всё, связанное с именем иосифа, и:

текст (спроси у эдика) "рыбьего глаза" морева (ты присылал вырезку, но она в одном из 250 ящиков, нераспакованных с переезда);

тескт глеба "любимая женщина мною /  чего-то в болоте...", про лиду гладкую (впрочем, он же есть в сборнике "сижу на нарах"!);

и вообще, всё, что помнишь (если помнишь) о чтении 14 февраля 1960 на турнире поэтов в нарвской.

оська читал "пилигримов", "еврейское кладбище" и "каждый пред богом наг" (не помню, в таком ли порядке...)

спроси (расспроси) глебушку. может, помнит?

у морева помню только "рыбий глаз", а что он ещё мог читать?... что?

и кто вообще ещё читал, помимо? помню только "звёзд", увы...

соснора, кушнер, глеб, ося, морев... эти были обведены у меня в списке тремя кружочками, остальные – по 2, по 1 кружочку, или вообще в минусе (к примеру, ник.ивановский!) список в записной книжке, вроде, пропал с юлииным архивом (сдала в ГБ моя секретутка-минетчица наташка лесниченко...)

(б.тайгину, 2 марта 1998)

 

… когда ж и зачем занесло тебя в нарвскую? (по боренькиным – подлинным, а не «по памяти», спискам – в нарвскую хаживала и некто АСЯ МАЙЗЕЛЬ…)

я же запомнил только состав январь-май 61-го: коля [рубцов], шнейдерманьяк, домашёв, ирэна, морев… (ивановский, коносов, кто-то ещё – мельком…)

потому – запоминал я поэтов, а не лица-имена, малознаемые, мелькающие…

(из писма а.гиневскому, 22.10.05)

 

Нет, Коля Ивановский не полный кавалер ордена мудаков. Обессмертился всё же тормозящим паровозом. Он ещё жив. Слышал его по радио. О паровозе поминал с гордостью. Имеет право. Кстати, о пцыцках. Дня три назад в Буэнос-Айросе хоронили с почётом, в спецусыпальнице гордость нации – одну тётеньку. Исполнилось ей аж 83 года. А прославилась она тем, что написала всего одну песенку: «Бэсамэ мучо...» Помнишь такую? Написала она её в 15 лет. Больше ничего не написала. Но для всемирной славы хватило. Нет на свете песенки, которая исполнялась бы чаще на нашей Земле, которую не знали бы в любой её точке. Вот это слава. Настоящая. Потому как автор, по малолетству, её не домогался...

(гиневский, 29.1.05)

 

но гаврила имеет право – на говно

и халтуру

а коля ивановский – нет

потому «бе саме» хоть и звучит – но как этот вундеркинд костя баранников? «пусть всегда будет папа»...

прочёл тут, к слову, про вундеркиндш нику турбину, надю рушеву (полу-тувинку!) и ещё какую-то – не приведи Господь такой судьбы...

коле я благодарен за «паровоз» (звучит в голове), но и писанную на него первопародию (с лёнечкой палеем) о перевоспитании вора, в 1960-м, в нарвской

нашёл тут таковую в «изданиях» донского, моего полного двухтомника, из сусеков бореньки тайгина (первый «том» я ему выправил там, а второй – увёз внаглую сюда)

вот по этим-то ошмётьям асенька трогательно и пекла 2(3?) книжечки моего раннего говна, распихать – отравы для – по детским библиотекам...

(гиневскому, 29.1.05)

 

но началось ВСЁ – в январе 61-го, когда встретились и возлюбились – морев, рубцов, шнейдерманьяк, ты, я, ирэна (кого вас запомнил), боря?

были там всякие ивановские (аж пародии на него есть – моя с палеем!), вроде миша к... какой-то (по делу ВСХСОН), но их я не помню: нечего

(а.домашеву, 8 января 2001)

 

безнадежно

никто (разве ГБ?) нас не хронометрировал, о том же “турнире” – ни документов, ни фига (и даже моя записная книжка – в ГБ, сдала наташка лесниченко-/гум-рыбакова-волкова-волохонская-и-т.д./ со всем архивом юлии вознесенской)

составил вот списочек-микро, запомнившегося:

КУШНЕР “АРБУЗЫ” и?

ГЛЕБ “СЛЁЗЫ ЖЕНСКИЕ” и?

МОРЕВ “РЫБИЙ ГЛАЗ” и?

БРОДСКИЙ 3 текста (“пилигримы”, “кладбище” и “каждый пред богом”, и?)

СОСНОРА ???

ТАРУТИН ???

и то, не помню, что там витя и олег читали...

а читал – и ивановский, и чорт те кто – человек под 30? – помнится, что много, а – кто?...

(а.домашеву, 4 апреля 2001)

 

а что, ивановский – сидел? (у тебя – про “боль и лагерную тему”)

таланту это ни ему, ни михайлову, ни жигалову, ни шаламову (в стихах) – не прибавило

ни даже г.в.мельникову, увы

мы с лёнечкой палеем, помнится, писали пародию на этого ивановского, в 61-м, сохранилась – но нужна ли?...

морев “недопускаемый в лито” – его я там помню, а с.с.голубчику – нэ помню

хотел сканировать твой мемуар – не, – ПЛОХО: переписывай заново, упирая на окружавших (а не – строчечкой)

файл накрылся, сохранённый до “голубчика”

хуй с ним, не то теряли

значит, надо закругляться

(а.домашеву, 1-7 ноября 2001)

 

28 декабря 2001

 

ГОРБОВСКИЙ – ИВАНОВСКИЙ

 

Вот так, Толик...

“Постой, паровоз...” и “Фонарики”...

знали б мои очи, чого нэ бачилы...

филармония с какой-то Краской глеба и – инсульт безъязычный, в больничке

благодарить тебя не можно и незачем

просто – будто и не было тех СОРОКА лет, а были – 40 дней, сороковины

по поэзии, по молодости-юности, по тем, “кого уж нет”, и даже – по божественной Ирэне (я-то знал её “с другой стороны”, почти – со всех: от анального секса, столь популярного ныне, нас разобрал смех, и ничего не получилось)

ирэну я и ждал в феодосии, летом 61-го, но приехала – мышь, расставаться с невинностью, и навсегда

40 лет тому, этим летом

 

стихами было пропитано всё

объявление на двери коммуналки №7, по бульвару 15:

“с 1-го по 2-ое мая –

визитёров не принимаю

подписываюсь (хоть и не без заминки) –

константин кузьминский

буде кому понадобится видеть оново –

ппользуйтесь услугами телефона вы”

поскольку матушка, куда-то уехав, оставила нас на полные два дня с ирэной

в кои-то веки, при обоюдной полной “бездомностью” (по матушке на комнату)

даже довлатов, в письмах спортсменке из сыктывкара – не постеснялся украсть самиздатское слуцкого: “у меня была комната с отдельным входом...”, актуальное и потому популярное

 

а ивановский...

вроде, выступал он ещё на турнире 14 февраля 1960 (имя помнится, в записной книжке со списком выступавших – 1 кружок (вряд ли!), или вовсе без; тремя были обведены – морев, горбовский, кушнер, бродский и – соснора? – не помню, был ли?... книжку, оставленную юлии вознесенской, сдала моя секретутка, наталья лесниченко-гум-рыбакова/волкова-волохонская и т.д. – в ГБ)

вторая встреча – в нарвской, январь? 1961

ивановский читал какую-то хуйню про “перевоспитавшегося” вора

немедля, с лёнечкой палеем, была написана эпиграмма-пародия, маяковской лесенкой (невоспроизводимо – компутором):

 

директор оставил

на

столе

сторублёвку

а вор её

не

взял,

как НЗ

директор вошёл и подумал:

“ловко!...

так

вы

хотите

поступить

на з-

авод?”

“а –

вот!”, –

ответил

вор

 

2

 

и с этим ответом как-то

вор пробрался в отдел кадров

 

и с лица не стерев печаль

получил в паспорт печать

 

улица кричала крикливо:

“слился вор с коллективом!”

 

3

 

а где-то качалась лодка

а где-то кончалась водка

 

4

 

круг замыкался

из-под опущенных век –

снова начинался

человек!

 

... вот и все мои “воспоминания об ивановском”

 

знал бы я про “паровоз” – отнёсся бы, всяко, по другому

но песнями (паче – “народными”) я тогда не интересовался

даже глебушкины “фонарики” мне были как-то по барабану

(а.домашеву)

 

 

СО-ЛИТОШНИК БОТВИННИКА, ЧЕПУРОВА И НАДЕНЬКИ ПОЛЯКОВОЙ

(ещё одна песня…)

 

С «Жанеттой» по жизни

Бывает, люди пишут песни всю жизнь, и неплохие вроде песни, но ничего не остается в памяти неблагодарных потомков. А бывает, сочинят одну – и она живет десятилетиями, становится народной, хотя написал ее автор шутки ради и забавы для...

ШЛЯГЕР СОЗДАН ВО ВРЕМЯ УРОКОВ

"В кейптаунском порту, с какао на борту "Жанетта" доправляла такелаж. Но прежде чем идти в далекие пути, на берег был отпущен экипаж..." Разухабистая эта песенка, любимая моряками, курсантами и всеми веселыми компаниями, родилась в 1940 году. И написал ее девятиклассник 242-й ленинградской школы Павлик Гандельман. Сегодня 78-летний Павел Моисеевич Гандельман вспоминает:

– Ни в каком Кейптауне, тем более в его кабаках, я тогда даже в снах, естественно, не бывал. Но повсюду звучали шлягеры на эротические темы "Джон Грэй", "Девушка из маленькой таверны", "В таинственном шумном Сайгоне". Они возникали ниоткуда, никто не знал их авторов, но пели их все. И мне захотелось сочинить что-то подобное. Такую сокрушительно-кровавую песню на популярный мотив, и посмотреть – вдруг она тоже повсеместно разнесется.

С рифмой Паша подружился в Доме детской литературы на Исаакиевской площади, созданном с благословения Самуила Маршака. Занимался там вместе с будущими известными поэтами Семеном Ботвинником, Чепуровым, Надеждой Поляковой. Свою "Жанетту" писал большей частью на уроках. Начал ее сочинять вместе с одноклассником Трудославом Залесовым, но тот быстро к делу охладел, и авторство целиком стало принадлежать Павлу. Каждый новый куплет зачитывался одноклассникам, которые его утверждали. Стихи Павел писал на известную в то время мелодию Шолома Секунды, уже взятую Леонидом Утесовым для своей песни – "Моя красавица всем очень нравится, походка нежная, как у слона".

Но за пределы школьного круга друзей песня поначалу не выходила. А через четыре дня после выпускного вечера грянула война...

С ЛАДОГИ ПОД СТАЛИНГРАД

Еще в январе 41-го Павел Гандельман подал заявление в Военно-морскую медицинскую академию. И в кронштадтской Школе оружия, куда академия его направила, он неожиданно услышал свою "Жанетту". Пели ее под гитару матросы. Как же мужики расхохотались, когда вчерашний школьник рискнул заявить о том, что автор песни – это он!

В первую блокадную зиму курсантов, уже понюхавших пороха на подступах к Ленинграду, решили эвакуировать. Почти дистрофики, они пешком шли по льду Ладоги, стараясь не смотреть на валявшиеся вокруг мешки с мукой из разбомбленных подвод.

– Перед островом Осиповен я совсем выбился из сил. Сказал своему товарищу: "Я тут полежу, отдохну". А он – бац мне по морде. Пошли дальше. Потом приятель мой выдохся, и мне пришлось ему по физиономии давать. Так и живы остались.

Из города Кирова летом 42-го их курс попал на Сталинградский фронт. Павел стал сержантом, командиром минометного расчета. Бог миловал его – ни одного ранения в сталинградском пекле. А ведь из 205 курсантов вернулась домой только половина.

О своих друзьях Павел Гандельман много лет спустя с Александром Соколовским написал книгу "Курсантская баллада". А на войне ни одной поэтической строчки у него не родилось.

«ВО ИМЯ ФРАНЦИИ ВАМ ЯКОРЬ В КЛЮЗ»


Павел Гандельман в 1944 году.
Позади – сталинградское пекло

В 46-м Павел женился на Гале Баженовой, с которой познакомился на войне. И вот уже 56 лет он с Галиной Тихоновной неразлучен. После окончания Военно-морской медицинской академии судьба помотала их по стране: Гандельман служил военврачом на Балтфлоте, в Финляндии, в Поти, в Караганде. Двадцать лет отработал на военной кафедре Ленинградского педиатрического института. Уже 12 лет как на пенсии, но в прошлом году указом Главнокомандующего ему было присвоено звание полковник медицинской службы.

А лихая "Жанетта" жила своей жизнью. Народ ее дополнял и редактировал. Вместо "с какао на борту" пели "с пробоиной в борту", в схватке в таверне побеждали уже не французы, а англичане, и сама таверна привлекла не тем, что там "души сильные, любвеобильные", а тем, что в ней "юбки узкие трещат по швам". А бывалые моряки пели вместо "Во имя Франции – на шлюпки груз!" – "Во имя Франции – вам якорь в клюз". Кто служил на флоте, знает, какое это крепкое выражение.

В самом конце 70-х Павел Моисеевич прочитал о себе в повести Виктора Конецкого "Третий лишний". Знаменитый маринист описывал, как он звонил автору "Жанетты", пытаясь вытащить его к себе, а тот его обматерил.

– Конецкого я очень уважаю, но было все не так, – говорит Гандельман. – Он действительно мне однажды позвонил очень поздно вечером, был изрядно подшофе и звал в "Асторию", где они с какимито моряками пили и пели "Жанетту". Я отказался приехать, причем абсолютно не выражался. Кстати, так с Конецким мы и не повстречались никогда.

Критики называли "Жанетту" блестящей смесью мастерства Серебряного века и советского романтизма багрицких времен. Автор же до сих пор удивляется популярности своего шлягера. Объясняет все ретро-ностальгией. Самому Павлу Моисеевичу не менее, а может, и более дороги его стихи и песни о войне. Сейчас он гадает, сколько же курсантов из тех, кто сидел вместе с ним в окопах под Сталинградом, смогут собраться в будущем году на 60-летие Сталинградской битвы. И спеть неувядающую "Жанетту".

Андрей ПЕТРОВ
Фото Стаса ЛЕВШИНА
«Комсомольская ПРАВДА!
В Петербурге» 18 октября, 2002 г.

Павел ГАНДЕЛЬМАН

ЖАНЕТТА

В кейптаунском порту
С какао на борту
"Жанетта" доправляла такелаж.
Но прежде чем идти
В далекие пути,
На берег был отпущен экипаж.
Идут-сутулятся,
Вздымаясь в улицы,
Давно знакомы им и шторм и град...
И клеши новые,
Полуметровые
Полощет весело ночной пассат.
Им дверь открыл портье,
И несколько портьер
Откинулись, впуская моряков.
И не было забот,
И горе не придет -
Здесь люди объясняются без слов!
Здесь все повенчаны
С вином и женщиной.
Здесь быстро лечатся следы морщин.
Здесь души сильные,
Любвеобильные.
Здесь каждый бог, и царь, и господин!
Они уйдут чуть свет.
Сегодня с ними Кэт.
О ней не мог мечтать и сам Жюль Верн:
Она, куда ни кинь,
Богиня из богинь
Заманчивых кейптаунских таверн.
Здесь пунши пенятся, Здесь пить не ленятся,
Поют вполголоса, присев в кругу:
"Мы знаем гавани
Далеких плаваний,
Где жемчуг высыпан на берегу".
А в ночь ворвался в порт
Французский теплоход,
Облитый серебром прожекторов. Когда бледнел рассвет,
Пришли в таверну Кэт
Четырнадцать французских моряков...
"Кончайте плавиться!"
"Привет, красавица!"
"Во имя Франции – на шлюпки груз!.."
Но спор в Кейптауне
Решает браунинг,
И на пол грохнулся гигант француз...
Когда пришла заря
На южные моря,
"Жанетта" разбудила сонный порт.
Но не пришли на зов
Все восемь моряков,
И больше не взойдут они на борт.
Им больше с гавани
Не выйти в плаванье,
И страны дальние не видеть вновь.
Их клеши новые,
Полуметровые,
Обильно пролита, смочила кровь...
В кейптаунском порту
С какао на борту
"Жанетта" уходила на Сидней.
Без бурь тебе идти
В далекие пути,

 

 

… их-то, чепуровых-ботвинников, и знают (наденька полякова хоть человек хороший была, а поэт – никакой, безвредный)… засрали всё, своими книжками

а автора «жанетты», петой-перепетой – я узнал лишь 1955-2005 – полвека спустя, сегодня…

 

(16 ноября 2005)

 

то ж и –

«поспели вишни в саду у дяди гриши…», 18-летний григорий гладков… а растиражировал шуфутинский

//www.shansonprofi.ru/archiv/notes/paper35/

 

… "Вишни" очень быстро стали хитом в Днепропетровске, вероятно, многим нравилось их воровать. А у Евдокименко в свою очередь был друг Евгений Семенов, который выезжал лабать в Магадан. Там можно было правда, в чудовищных погодных условиях – очень быстро срубить сумасшедшие деньги, пропиваемые местными золотодобытчиками в ресторанах. В Магадане их услышал Шуфутинский, лабавший в ресторане "Северный". Вместо Расчегана он поставил Марчекан – название магаданского района, где баня была, конечно, не колхозная (да и вишен отродясь никаких не росло).

Гладков только в семидесятые годы прочитал в какой-то из центральных газет возмущенную статью о том, что на провинциальной эстраде царствует пошлость и все поют про какие-то краденые вишни. Это его изумило до чрезвычайности – сам он для распространения песни пальцем о палец не ударил. Хит, однако, триумфально шествовал по стране, а врач Гладков как работал себе на двух ставках – в городе и в санатории, так и продолжал тянуть эту лямку вплоть до самого последнего времени, не получая ни копейки авторских. Шуфутинский в силу известных обстоятельств перекочевал на далекий Бродвей, где продолжал воспевать предприимчивость Григория и Петьки. Потом он вернулся и заехал в Днепропетровск, где Гладков пришел к нему за кулисы признаваться в авторстве.

Шуфутинский обомлел. Он понял, что сейчас с него потребуют страшные деньги, но ничего подобного не произошло. Гладкову хотелось лишь зафиксировать свое авторство.

(Дмитрий Быков, «Собеседник» №20, 2004)

 

… а БГ – ХВОСТ/АНРИ, «над небом голубым…», писано уже-переписано…

 

я «народных хитов» не писал – не считать же «туман» (1959), покладенный на музыку клячкиным (чего женя всегда объявлял)…

 

 

ещё «о»:

//diclon.spb.ru/parovoz/story13.html

 

… дддааа… понятно… в 25 он завязал (28+25=1953), но «не забыл…»

и что было ему – с памятью блокады и 11-ти (9?) лет нар – интересоваться нашими детскими играми в «формализм»?...

 

Приуныли голуби,
голуби блокадные.
Замерзали голуби
И на землю падали.
Почему вы, мальчики,
Хлеб им не бросали?
Потому что мальчики
Умирали сами.


Это строчки из второй, неизданной, книги Николая Ивановского, которая лежит в питерском издательстве "Деан".

 

… это мы, параши не нюхавшие – (ну, разве коля – гальюн, в тралфлоте) – не воспринимали его стихи «про воров»…

впрочем, нас тогда и солженицын не пробирал, ни потом – шаламов

ну, лагерь – но это где-то далеко, «на другой планете»…

в худшем случае – ментовка, да и то – не на сутки

ну, дурдом (там, я или бродский)

а в основном, на 100% с хвостиком – абсолютная свобода

твори – не хочу

я и сейчас читаю (ссылку) – не «содержание», а – «штиль»…

 

и вспоминаю «лагерную пайку» тётки таньки (рассказывала мне, в 67-м?), брошенную зэчками в сортир – отскребла от говна и ела…

 

ивановский – так и остался «в том мире» (как все, встреченные мною, лагерники и «афганцы»)

 

и перечитываю короленку, про ссыльных (чахоточную «политическую») – лирика, романтика…

как у ивановского

 

дальше уже смотреть-читать расхотелось:

//diclon.spb.ru/parovoz/

 

но хорошо что хоть есть – в инете…

и там же:

«Евгений Примаков однажды поведал кинорежиссеру Станиславу Говорухину: в тюрьмах у нас сидит столько же, сколько сидело во всем Советском Союзе, – около миллиона человек.»

(2000-2005, ищите сами)

 

(16 ноября 2005)

 

… из стихов «после-лагерных» (в большинстве «непечатных», но не по лексике), которых он не читал на ЛИТО (паче – пародируемого, печатного – нету), не нашёл ничего, кроме:

 

"Кафе поэтов"

 

Кафе жевало
Сугубо личные
Бифштексы,
Блинчики,
Несло бутылки,
Ножи и вилки,
Попойкой булькало,
Мелькало личиками,
Тугими лифчиками
В модерн-танцульке.
Кафе зевало
Всей пастью зала…
"Повесился рабочий
В одной из типографий…" –
Читал поэт метафоры,
Как жизнь
На строчке корчилась,
Читал…
И не закончил…
Кафе хихикало
И спички чиркало,
В углу косилось
На ножки плотные,
В углу басило
Анекдотами…
Кафе зевало
Всей пастью зала,
Отчаянною строчкою
Поэтовой метафоры,
Как жизнь
На балке корчилась –
В одной из типографий!..

 

1958 г.

 

… но и оно б – не впечатлило (ни меня, ни колю, ни эдика, ни морева, разве – взятого где-то эпиграфом а.гутана, орангутанга…)

 

* * *

Оранжевая, оранжевая!
Лежала рядом…
Оранжевая! Оранжевая!
Вертела задом…
Оранжевая, оранжевая!
Рыжая!
Ушла… обиженная…

 

это не александр аронов (учитель юлия кима) из «синтаксиса» алика гинзбурга:

 

САМАЯ ГОРЬКАЯ

 

Что же это ты, печальная,

Прижалась к стене?

Буквы-то на ней печатные,

А слова-то – не…

 

Приди ко мне берегом,

Растоптанным садом.

Встань ко мне передом,

А к другому – как?

 

Так уж это делается,

Нечему дивиться.

Красная девица –

Рыжая девица.

 

(1958, «Антология у Голубой лагуны», том 1, 1980, стр. 363)

 

и, паче, не моё, 1962, из цикла «ЛАЛА – Оранжевая»:

 

* * *

                          Л.М.

 

У тебя оранжевые губы,

у тебя оранжевые груди,

у тебя оранжевые руки,

как глаза,

                   оранжевые

губы.

 

Оранжевей,

моя оранжевая,

на рыжести оранжерей.

И не жалей меня,

оранжевая,

меня, живого,

                          не жалей!

                                Залей,

                                            оранжевая,

                                 золотом,

зарой,

             оранжевая,

                                   заживо.

И торжествуй,

моя бессонная,

         моя,

        м о я,

        м  о  я

Оранжевая!

 

(19.30.4.4.62)

 

… «не наш» он был человек, хотя и с нами, и – ЧЕЛОВЕК он был

 

– Сколько лет на зоне?

– Девять.

– И как вы завязали?

… На пересылках с политическими сидел, только убийц Горького человек 200 видел, а сколько было покушений на Молотова!..

 

… и пошел на работу устраиваться. На мне американский реглан, очки позолоченные – все в карты наигранное. В отделе кадров спрашивают: "Вы техником к нам?" Я протягиваю справку с пятью фамилиями – сколько раз бегал, столько и фамилию менял: и Ивановым был, и Болонкиным, и Вертбутылкиным. "Таких не берем", – говорят. Я – к директору: "Я вор, но хочу работать!" Хороший мужик попался, золотозубый, засмеялся: "Хорошо".

http://diclon.spb.ru/parovoz/story02.html

 

вот это-то и было, в стихах…

 

мир праху…

(уже – рефреном – все эти годы – 1975-2005…)

 

«Бой-девка»

 

Была бой-девка,
В наколках руки,
Ругалась крепко:
«Эх, падлы, суки!»

По лагерю шла,
Ну, королева!
С вором жила.
Дала «налево»…

«Ссучилась, стерва?
Ты с кем связалась?
От нашей веры
Ты отказалась?»

Но только девка,
В наколках руки,
Любила крепко…
Убили… урки.

 

1961 г.

 

олежка григорьев (чуть позже):

 

убитую у сквера

припомнить не берусь я:

по наколкам – Вера,

а по шрамам – Дуся

 

… и – ша

 

(16 ноября 2005)

 

 

ПОСТ-СКРИПТУМ

МИШКА-МИШКА И МОЙ ВАСЯ…

 

Чтобы занять высшие командные высоты, нужны были такие фейерверки, чтобы остолбенел не только весь мир, но и его окрестности. От глобального освоения кукурузы и до поворота северных рек в южные моря. От Арктики – до Антарктики. «Москва – Венера – далее везде!» «Ты будешь первым даже на Луне. Мой Вася». «Показуха» – хроническая эпидемия на почве неудержимого административного роста во «властной вертикали».

//www.lgz.ru/conference/lg_aboutrussia/_disc1/seminar.htm

 

Строчка из отечественной песни времен покорения космоса невольно приходит на ум, при ознакомлении с планами Гэри Бэттса и Малькольма Грина из лондонского рекламного агентсва "The Mighty Big Idea" (ну и названьице!). По их собственным словам, однажды вечером партнеры стояли у окна и размышляли о том, куда бы еще им повесить рекламу. Внезапно их осенила та самая "очень большая идея", которую обещает название агентства. Они посмотрели на луну... потом друг на друга... потом снова на луну... Короче, вы поняли.

Только представьте себе: восходит луна, а выглядит она в точности как крышка от "Пепси" или лого от "Always Classic". Какая мощь, какая сила!

Весь вопрос в том, как это сделать.

//vi.cityline.ru/senoval/04nov1997.html

 

АВТОР:

“В тот день гостили мы на студии Дворца Студентов, руководимой критиком Револьдом Банчуковым. Человек он был нехороший. Мерзавец. Запомнился по фразе, которую цедил на вечере поэзии в стоматологическом институте, куда мы как-то были приглашены. Банчуков читал лекцию о творчестве Есенина. Фраза же была такой: "УЩЕРБНАЯ поэзия раннего Есенина не имеет ничего общего со стихами, написанными поэтом после принятой им и горячо одобренной революции". Банчукова мы не любили. Была сочинена эпиграмма:

 

Не говорите "здрасьте"

и ничего такого

при виде педераста

Револьда Банчукова.
 

Ни в чем таком критик замечен не был, но, поскольку сволочью был редкостной, то и хотелось как-то его оскорбить. Известен еще он был и тем, что написал слова популярнейшей советской песни "Мой Вася": Ты будешь первым даже на Луне, мой Вася!”

(найдено в собственной антологии, мемуар Верника о Чичибабине, мой “Харькивський Расёмон”, //www.kkk-bluelagoon.ru/tom3a/harkiv3.htm)

 

Я помню как в свое время высадка на Луну у нас настолько широко пропагандировалась (ведь СССР был тогда лидером в космосе). Мы тогда были уверены что, как пелось в популярной по тем временам песенке, "... Мой Вася, будет первым даже на Луне" Кстати, эти заявления произносились с высокой трибуны практически так же, как и утверждения о том, что коммунизм вот-вот наступит и даже указывались конкретные, причем недалекие даты наступления этого счастья. Высадка американских астронавтов на Луну была первым и мощным ударом по вере в то, что все, о чем говорится с высоких трибун обязательно свершается.

//aviation.kryshi.net/su.pilot/07.php?msg=455

 

мандельштам и банчуков:

 

Wed Jun 9 14:03:07 2004
Евгений Белодубровский [profpnin@mail.ruu] ,
СТЕПАН АРБИТМАН И РОМАН КУРГУЗОВ В ПОДЛУННОМ МИРЕ

« ...Мой Вася!
Он будет первым даже на Луне ...

ЛУНА –Лица Уральской
Национальности

« На Луне не растет ни одной травинки
На Луне весь народ делает корзинки...!
Осип Мандельштам

 

//www.rusf.ru/comment/polden/guestbk.htm.3?PAGE=13

 

 

ТАКИ НЕ ОН – НЕ БАНЧУКОВ?

 

О. Фельцман, Г. Ходосов – Мой Вася (с нотами)

 

МОЙ ВАСЯ

Музыка О.Фельцмана
Слова Г.Ходосова

Весенний цвет легко роняет липа.
За ним к тебе летят мои мечты.
В кино смотрела я вчера Жерар Филиппа,
А все казалось мне, что это ты,
Мой Вася!

Как нежный плеск веселого фонтана,
Любимый голос песенки хорош.
И если слушала я даже Ив Монтана,
То мне казалось, это ты поешь,
Мой Вася!

Свистит судья – и вновь кипит работа,
Футболки запестрели, как цветы.
И если сходу гол забил Ильин в ворота,
То мне казалось, это сделал ты,
Мой Вася!

С тобою хорош при лунном свете
Мечтать о недалеком ясном дне,
Когда начнутся путешествия в ракете,
То самым первым будет на Луне
Мой Вася!

Он первым будет даже на Луне!

 

//a-pesni.narod.ru/drugije/mojvasia.htm

 

 

В ТЩЕТНЫХ ПОИСКАХ ВАСИ И ЕГО ДУСИНОЙ ПИСИ…

 

В 50-е гг. была популярной дурацкая песенка, где были такие, в частности слова:

И если первый мяч влетел в ворота,

То этот гол забил, конечно, ты!

МОЙ ВАСЯ!

= = = = = = = =

Когда начнутся путешествия в ракете,

Он первым будет даже на Луне!

МОЙ ВАСЯ!

= = = = = = = = =

Настало время, и у некоторых участников проекта «Цивилизация» появилась потребность в человеке, способном бестрепетно сокрушить всю мировую историю еще эффективнее, чем это сделали Ф и Н.

Взяли оную песенку в качестве кирпичика-лего, и на тебе! Бац! Появился Вася. Так сказать, из виртуально-песенного стал «реальным».

И у упомянутой мной песенки тут же появился еще один куплет:

= = = = =

Сегодня ньюхронологам неймется;

О прошлом сведенья охота сокрушить.

И если Вася наш за дело здесь возьмется,

То он и здесь сумеет всех опередить!

НАШ ВАСЯ!

:-)

С уважением к Васе, который может всё? Акимов В.В.

//search.rambler.ru/cgi-bin/rambler_search?oe=1251&words=...

 

 

И НЕ ХОДОСОВ, А ПОЛЕСОВ:

 

Весенний цвет легко роняет липа
(Мой Вася)

муз. Фельдмана  слова Полесова

 

Весенний цвет легко роняет липа,
За ним к тебе летят мои мечты.
В кино смотрела самого Жерар Филиппа,
А все казалось мне что это ты,
Мой Вася.
А все казалось мне что это ты.

Как тонкий блеск веселого фонтана,
Любимый голос песенки хорош.
И если слушала я даже Ив Монтана,
Казалось мне, что это ты поешь,
Мой Вася.
Казалось мне, что это ты поешь.

Поют друзья, и вновь кипит работа,
Футболки запестрели как цветы.
И если с хода Симоня и забил в ворота,
Мне кажется, что это сделал ты,
Мой Вася.
Мне кажется что это сделал ты.

С тобою хорошо при лунном свете
Мечтать о недалеком, ясном дне.
Когда начнутся путешествия в ракете,
Ты самым первым будешь на Луне,
Мой Вася.
Ты самым первым будешь на Луне.

 

позаимствовано с сайта
//www.caida.org/broido/

//uzelochek.narod.ru/song121/song3918.htm

 

 

Ей – черепки разбитого ковша,
Тебе – мое вино, моя душа.

У.Шекспир. Сонет 74

 

За каких-то 5-10 лет до запуска спутника, в годы нашей юности полет в космос казался таким далеким, почти несбыточным. Теперь, после полета Гагарина, распевая нехитрые бравурные песни типа «...первым будет на Луне мой Вася и...», мы искренне верили, что так оно и произойдет: ведь все, что замышлял наш Главный конструктор, неизбежно сбывалось и быстро свершалось. Однако наш лунный проект стал печальной историей с самого его зачатия в начале 60-х.

//epizodsspace.narod.ru/bibl/syromatnikov/100/12.html

 

... как пелось в популярной тогда песне, «первым будет на Луне мой Вася»! Программа была совершенно секретной (для своего народа...

18.05.2006 – 30 Kb http://artvertep.dp.ua/authors/252/81.html

 

... "Догоним и перегоним!", о песне "Мой Вася будет первым на Луне", о несостоявшихся полетах на Марс и т....

02.05.2006 – 43 Kb – //e-lib.info/book.php?id=1120001168&p=61

 

... песенка такая была в середине пятидесятых..."Мой Вася! Ты самым первым будешь на Луне!"

06.05.2006 – 171 Kb – //otkpblto.ru/index.php?showtopic=3746&st=210

 

Пример: Китай устами своих Жириновских не один раз заявлял "Пока эти русские моют свои ГРЯЗНЫЕ НОГИ в чистых сибирских реках Китаю не хватает питьевой воды".

"За то мы делаем ракеты и перекрываем Енисей а так же в области балета мы впереди Планеты всей..." И еще одна цитата

"Мой Вася! Мой Вася! Он первым будет на Луне..."

Теперь не только "мы делаем ракеты", Вася оказался американцем а Китай обьявил о программах полетов на Марс.

Мы летим в пропасть пока и просвета еще не видно.

03.09.2005 – 23 Kb – //www.mk.ru/gbook_all.asp?page=1241

 

Э.Ш.: – У Ларисы есть такое качество: она поет по-немецки как немка, по-латышски – так, что латыши принимают ее за свою. И когда поет русские вещи, то, конечно, снова преображается.

Мой Вася, он будет первым на Луне…

– Вы уже столько вместе. А что происходило в жизни Эгила Шварца до встречи с Ларисой Мондрус?

Л.М.: – Мне говорили: учись у мастеров! А я слышала, например, такое (пародирует поставленное сопрано): "Мой Ва-а-ся, он будет первым на Луне. Мой Ва-а-ся"… (Смеется.) И думала: зачем же мне у таких мастеров учиться?! Хочу петь совершенно иначе. И, что называется, ориентировалась на Запад.

Лариса Мондрус и Эгил Шварц вместе 40 лет, и за эти годы не расставались никогда – ни в Латвии, ни в России, ни в Германии.

//rus.delfi.lv/news/press/telegraf/article.php?id=8680702

 

Он Первым будет на Луне! Наш Вася!.." Такая была песенка. Теперь у нас в моде другие песни и, похоже, мы уже не будем первыми, даже если на Луне никто лично еще не побывал.

12.04.2006 – 51 Kb – //news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_2...

 

ВИНОГРАДОВ отвечает на вопросы интернет-сообщества

... это нетипично и вызывает в ряде случаев злобу. Но мой девиз "Делай как должно и пусть будет что будет". А Вася, милый Вася, пусть будет первым на Луне.

03.04.2006 – 30 Kb – //www.alphatv.ru/forum/topic.html?id=476&page...

 

Форум "Весь Воронеж" – Всем привет из Геленджика

– Мой Вася самый первый будет на Луне... А я по глухоте думал, что на Дуне... Dmitri

20.05.2006 – 25 Kb – //talk.allvrn.ru/forum/archive/index.php?t-35...

 

– Вася, что ты первым делом сделаешь, когда придешь домой? – Разорву трусики моей жены! – Ого, а я и не думал...

21.10.2005 – 143 Kb – //warlords-clan-ru.1gb.ru/forum/posting.php?m...

 

неисчерпаемый вася и его дуся…

 

(1 июня 2006)

 

 

на первую страницу 

к антологии

<noscript><!--