на первую страницу 

к антологии

 

 

“ХУДОЖНИК ДВОЙНОГО ПОДПОЛЬЯ”

  

... Метод работы Соломона – это альбомы графики, а затем уже в мастерской, пользуясь графическим материалом, он создает картины. С альбомами он объездил пол Сов. Союза. И родились темы: “Самаркандские цыгане, как они есть”, “Простая жизнь” (Бурят-Монголия и Россия), “Александро-Невская лавра”, “Человечек” и др.

Есть еще “Война и смерть во Вьетнаме” из 2-х частей: “Мать и раненый ребенок” и “Война”; сталинская тема – которые еще ни разу не выставлялись.

Еще “Битва при Бородино” – 14 холстов – 1,60 х 2,00 м, общая дл. – 23 м. Выставлялась во Франции 2 раза и имела успех.

И конечно графика: акварели, рисунки пером и тушью, карандашом, цангами, гуаши, офорты.

Это 1963, 65, 70 и т.д. гг., до сегодняшнего дня.

Рисует Соломон постоянно. ...

Есть целый альбом рисунков пером и тушью, который называется “диссиденты” – это в 80-е гг. Горичева Татьяна и Кривулин организовали “философские семинары”, которые посещал Соломон с альбомом. Такие картины, как “Диссидент”, “Стихотворение в прозе”, портрет Кривулина, созданы на основе этого альбома.

Что касается “Ленинградки”*, то эта картина продана в 1996 г. за 20 тыс. франков – это 4 тысячи долларов. Посылаю тебе копию рисунка, который тоже продан в 1991 г. в Париже.

“Ленинградка” в хорошей коллекции. Это молодая женщина-врач, вот уже 3 года собирает коллекцию только Россина, она и купила ее. Живет она в г. Туре – это в 2-х часах от Парижа. ...

... Просьба к тебе очень существенная: не надо, чтобы этот материал попадал к художникам. Показывать им можно, но в руки им не отдавай. Потому что все быстро разворовывается и темы, и стиль, и др. А у Соломона нет имени.

Все фотографии не передают точного цвета, они или дают зеленый оттенок, или желтые. Наиболее близкие по цвету те, что в маленьком каталоге, сделанном для аукциона в L'Hotel-Drouot. Все они проданы.

Сталинскую тему мы тебе склеили, чтобы ты мог ее представить всю. Создана она в 1979 году, холст-масло.

Ты посмотри весь материал и тебе яснее станет все, чем занимается Россин. ...

Я задержалась с ответом, т.к. упаковывали картины в Швейцарию. У него 28 февраля [1998] в г. Ромонте открывается выставка в галерее. Хорошо бы наладить выставки в Америке? ...

... На др. Фотографии, большой: я, Соломон и Глаша [младшая дочь – ККК] на одном из наших вернисажей с зажатыми бокалами. Глаша переводит, т.к. мы учим французский, но по-прежнему языковые инвалиды. ...

                                                                                                                      Ариадна.”

(Письмо Ариадны Россин мне – ККК)

 

“27 марта 1998

 хутор нижняя юбочка на бобровом ручье

 деревня божедомка куринохуйского уезда в новом свете

 

    пряха ариадна и царь соломон...

 

... впечатление забойное, убойное и отбойное: давненько ТАКОЙ живописи не видал (если видал вообще, вычетом “старых мастеров ХХ века”...)

у меня как раз сидели юлик-вася агафонов (блестящий прозаик, которого я лет 7 назад натравил на художников, писать НЕ искусствоведческие статьи-интервью – уже книга почти, интервью шли в “Новом русском слове”...), новая жена скульптора лёни лермана (одесса, “муха”, галлерея мак-ки на 5-ой авеню) и катя-интеллектуалша, привезшая мне капусту ким-чи. люди более чем “навидавшиеся” в нью-йорике – эффект полный! обалдели.

..................................................................................................

но соломон, конечно, находка первого ряда... знал, слышал, но не видел почти. поэтому лучше не спешить. хотя спешить надо.

.......................................................................................................

соломон, похоже не из писучих или разговорчивых, значит, надо самой. я ж не могу к вам во францию, ля белль франсе...

не думай о порядке, очерёдности – на это сгодятся данные каталога, а просто – бредовые мысли, живые слова. отношение к шиле или сутину – не суть, о ком угодно – хоть о борисе угарове и мыльникове!

нортон не требует от меня “исхуйствоедческих статей”, даёт мне полную свободу: рассказ.

но для рассказа надо хоть знать, о чём рассказать. хоть о том, с чего и как он вздумал писать мою матушку... (“как” он входит в портрет – ты уже обмолвилась в письме, рассказала, как он работает. это и зацитирую.)

кости скелета имеются: официальная биография. теперь на это нужно нарастить мясо, а у меня его до обидного мало: даже круг его, соломона, не представляю себе – вроде бы и “официальный”, и выставлялся немало, а эстетика, стиль, характеры – полностью противустоят ЛОСХу...

 

да: с кем из москвичей пересекался-общался. миша рогинский, к примеру? список, список имён. с краткими оценками: гавно, дельный художник, мастер, тусовщик и т.д.

и о питере... а то тут весь рынок гнилые коммерсушники – овчина, белкин и богомолов засорили, покойный дышла (из той же группы “доллар”) был ангелом и мастером, по сравнению. но – сам свой круг выбирал. а сейчас их сменили – самодеятели ковальский, фигурина и герасименко валя, гондон мухинский...

вадику успенскому (+),  ... “

(неоконченное и, вероятно, в будущем “неотправленное” ответное письмо Ариадне...)

 

II.

 

Соломон РОССИН

 

родился 26 апреля 1937 в Гомеле, Белоруссия

1955-63 – художественные школы в Ленинграде и Москве

(1955-58 Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной в Ленинграде

1958-63 Высшее художественно-промышленное училище “Строгановка” в Москве)

1963-88 – работа в Ленинграде, поездки по России от Архангельска до Урала, в Сибирь и Монголию, рисунки из цикла “Простая жизнь”.

1963-65 уезжает в Тойму Архангельской губернии, где работает учителем. Много рисует и пишет маслом.

1965 мастерская в Гатчине, Лениградской обл.

Первая персональная выставка в Ленинградском университете на кафедре искусствоведения. Зав.кафедрой – Коган С.

1966-79 – 11 персональных выставок в Ленинградском институте ядерной физики (ЛИЯФ)

1966-89 Поездки: Бурят-Монголия, Урал, Средняя Азия, Поволжье, Украина, Северная и Центральная Россия.

1972 Получает мастерскую в Ленинграде.

Отказался от участия в выставках в ДК им. Газа, в ДК “Невский”, в Бульдозерной.

1977 Таллин. Персональная выставка в Институте прикладного искусства. Зав.кафедрой – Бернштейн Б.С.

1981-87 Регулярные выставки с Товариществом экспериментальных искусств (ТЭИИ)

1989 “Один на один со временем” – фильм о творческой мастерской Соломона Россина, режиссер Я.Назаров, “Ленаучфильм”.

Прокат в к/т “Художественный”. Представлен на конкурс фильмов о художниках в Париже в центре Помпиду в июне 1990.

1989 Выставка в Женеве в галерее Андре Люилье. Репортаж о выставке по Женевскому телевидению, с участием Соломона Россина.

1989-90 Статьи о творчестве С.Россина в советских журналах “Творчество”, “Искусство”;

“Огонёк” (№26, 1990, А.М.Кантор. “Соломон Россин или искусство видеть жизнь”, с иллюстрациями)

1990 Открывает ателье во французской Бретани.

1990-98 Живет во Франции и России.

 

* О картине “Ленинградка”:

“В 85 году я очень сблизилась с твоей матушкой Евдокией Петровной, и посещала ее до самой смерти. ... До сих пор ношу бусы, которые она мне подарила. Приходил к ней и мой муж – Соломон Россин. Он сделал с нее несколько рисунков. Он ей очень нравился, она его называла “теплым человеком”. ... Посылаю тебе репродукцию с картины. Это Евдокия Петровна. Репродукция пережелтилась. А картина окутана воздухом и теплом.”

(Из письма Ариадны Россин ко мне 15.01.98, Lannion)

 

III.

 

... живы традиции ларионова и сутина, фалька и фонвизина, примитива и пиросмани, пройдя через лакированное безличие герасимова/лактионова, мыльникова/решетникова, ЛОСХИ и МОСХИ, через весь соцреализм 30-х-60-х...

и как всегда, выход один: ИЗ ПРОВИНЦИИ – через столицу – В ПРОВИНЦИЮ.

даже во Франции художник “выбрал” не Париж, а Бретань (не он первый: там уже питерцы Вилли Бруй, Олег Соханевич...)

35 лет вроде бы благополучной, вроде бы официальной, вроде бы столичной жизни...

но: вычтем 7 лет полуголодной студенческой жизни (явно в общагах), прибавим (туда же) 3 года архангельской деревни, присовокупим 15 лет шляния по командировкам (не от ЛОСХа!) по всем захолустьям – на относительно “приличную” жизнь придётся с десяток лет в России и пяток в закордоньи...

а художнику уже 60.

... выставлялся (11 персональных!), но где? у либерального итээра-совка, физиков-ядерщиков, в НИИ, а в ЛОСХе – ни-ни. разве – в Таллине, или на кафедрах – С.Когана, Б.С.Бернштейна –

... неправ был Бродский, жалуясь публично (Западу) на “государственный антисемитизм”, зажимы и прижимы, “процентную норму” евреев... ВСЕ мои друзья-евреи, кто хотел (а хотели – все), получили высшее образование, даже – поэты! не хотел – один, он и не получил (алик гиневский, детский поэт-писатель и техник-наладчик станков-автоматов). достаточно просмотреть по биографиям мою антологию – ВСЕХ поэтов, где добрая четверть-треть приходится на евреев.

... что-то в Америке, где “обратная процентная норма” на афро-американцев – учёных и звёзд “чёрной” культуры не прибавляется! странно, но факт.

 

так что с.россин – скорее, правило, а не исключение.

в биографии: МУХА, “строгановка” – мы с ним просто “не совпали по фазе” в 62-м, когда я устраивал “кафейные” выставки мухинцев... в эти годы он уже был в москве, в строгановке...

но и всяко, каши бы мы с ним не сварили (как не удавалось мне дважды выставить моего друга и учителя, офортиста-монотиписта валю левитина, на моих экспериментально-полуофициальных): художнику было НЕ ДО ИГР.

не до игрищ. художник – работал. то есть, занимался живописью и выживанием, а по поверхности и со скандалом – скакали иные, бойкие (и почти поголовно – мазилки): синявин, овчинников, белкин, герасименко, богомолов – из “признанных”, и несть им числа... не хочу обижать многих друзей-собутыльников, но перечислить (причислить) придётся: а.васильев, жарких, геннадиев, даже гаврильчик, половина “стерлиговцев” – неизбежно скатившихся в голую коммерсуху... даже (и в первую голову!) шемякин... в чём-то дешевил – и рухин, воистину невинноубиенный...

 

но были другие. те, что “не высовывались”. по опыту своих стариков-учителей, по опыту предшествовавших им – и сгоревших – “барачников” (на наркоте, пьянстве, бесстрашии и безответственности) – арефьев, гудзенко, шолом шварц, васми, шагин-старший...

были и помудрее. которых я, по-просту (и по образу жизни) – не знал. только – именами, иногда: сергей сергеевич шеф (работ – не видел, но слышал), михаил шварцман (признанный гений и гуру), валентин левитин (по счастью, мой друг), теперь вот – соломон россин. которого не знал. но который – написал портрет моей матери... мы неизбежно должны были где-то встретиться, состыковаться, пересечься – хоть потом, хоть посмертно...

а подружились ли бы? наверное, да. неизбежно.

  

IIIа.

 

потому что россин – художник. честный, мастерски живописный, крутой и бескомпромиссный (сужу – по работам).

“Отказался от участия в выставках в ДК им. Газа, в ДК “Невский”, в Бульдозерной.” (из биографии).

и не он один. ни в.левитин, ни шварцман, ни шефф – в сомнительных и скандальных выставках не участвовали. не выставляли – не выставлялись. не лезли. работали.

... на знаменитой “бульдозерной”, при всём героизме оскара рабина и иных – серьёзных, выстраданных работ – под нож бульдозера не волокли. так, что “не жалко”. не шедевры.

ну, посудите: игорь тюльпанов по 3 года корпел над картиной, кисточкой в один волос, по сантиметру в день – и это он поволокёт на уличную выставку? come on! он же не идиот, не хлебников (да и это, скорее, легенда...)

... когда-то, 26-летний шемякин, говорил мне: “солженицын противостоит своими книгами, а я – своим существованием, как художник.” тогда он мог порезать и уничтожить неудавшийся холст, выкинуть в мусорник рисунки...

сейчас – даже исчирканную механически телефонную книгу (поскольку визитёры выдирали и пиздили почеркушки мэтра вместе с нужными номерами) – перегнал, расклеив, в литографию, а для неугомонной руки – положил рядом с пустой телефонной книгой стопку бумаги (верже, полагаю или – ручной выделки), поскольку уже знал цену своим рисункам.

 

художник буржуазен изначально, как бы он ни буйствовал в юные годы. он хочет вкусно кушать, ездить в париж и т.п. отчего же нет?

но при этом он должен оставаться художником.

 

соломон россин буржуазен. как кафка. но при этом его волнуют, почему-то, цыгане. (а не евреи, что, казалось бы, органичней). старуха у бочки с квасом. участники подпольных семинаров горичевой-кривулина. характеры и портреты. маргинальные ситуации – война, смерть, предсмертие...

так он написал мою мать. так он описывает – свою. её смерть. смерть матери, родившей. (и лежание-прощание с ней, мёртвой, в койке...) ... всплывают рассказы в.я.ситникова о мастерах фаюмского портрета (см. в монографии его, неопубл.)

портреты же... о них особый разговор:

анти-парадные, но – в яблочко.

сужу – по портретам кривулина, ариадны, дочери рахили – кого знаю или видел на фото.

и правильно, что он назвал портрет моей матери – “ленинградка”. имя не суть. суть – в насыщенной, сутинской живописи, мощной и смелой композиции, в мазке, в цветовых массах. в живописи. и образе.

а искажение, переходящее в гротеск (даже – карикатурность) – так на этом держится, к примеру, весь лучший “зверь”, художник анатолий зверев. уловить “в три штриха” (к примеру – зверевский портрет беллы ахмадулиной, найденный мною; ныне – в коллекции нортона доджа, не выставлялся).

 

по грубости, решительности – ещё большей в работах “социального плана” – любая работа россина на уровне лучшей работы м.рогинского, к примеру, скажем. или – а.дрючина (периода 1980-го).

странно, но что-то (это “что-то” – живопись) роднит россина с работами барачников шварца и шагина, васми и – не с “митьками” даже, из молодых, а – ещё большей смелостью – с “новыми дикими”: иналом савченко, вадимом овчинниковым, олегом котельниковым – и, отметим, что все они, поголовно – провинциалы...

при том, что россин абсолютно самостоятелен, находясь изначально “вне игры”, но – растя из тех же корней, с теми же преференциями – я недаром начал с ларионова, фалька, фонвизина, сутина, добавим ещё и ван-донгена – много чего,

но: “искусство – изначально “клише”, поскольку уже существует” (цитированным бродским в передаче “перпендикулярного кино” о как бы несуществующих фильмах рустама хамдамова)

 

... отдаёт не мыльниковым, а – лишь недавно вновь (и заново) открытым ларионовым, его ученицей гердой немёновой (хотя линия изначально и принципиально – другая), отдаёт – бескомпромиссностью, жёсткостью (доходящей до жестокости – но то же и к себе!), отдаёт искренним примитивом (не <базарной!> стилизацией нестеровой-назаренко!), отдаёт “до-товарным” гаврильчиком, вроде бы – многими, ан –

НЕМНОГИМИ.

 

теми немногими, кто прошёл от начала и до конца, не извиваясь по моде, упорно долбя в одну точку (“современную”, “не современную” – кого кроме искусствоведов “от сегодня” это колышет?), не щадя ни себя, ни детей, ни близких, с любовью без сентиментов, с горечью постоянно присутствующей –

 

просто: жил и писал. и живёт и пишет. маслом, карандашом, по холсту, по бумаге...

“А у Соломона нет имени.” (из письма Ариадны).

– Чушь. У него есть – подпись. Даже когда на картине её нет.

И этого – достаточно.

 

/28 марта 1998/

 

 

на первую страницу 

к антологии

<noscript><!--