ПИФАГОРЕЕЦ В.ЛЕВИТИН В ЧЕТЫРЁХ
СКЛАДНЯХ
МАГИЯ ЗНАКА /НЕПЕРЕВЁРТЫВАЮЩИЙСЯ
НАТЮРМОРТ/
“Но
штихелем* скальпирует натуру”
(опубл.:
Константин Кузьминский, “Крапленая колода”, Санкт-Петербург, “Бэ-Та”,
2000; издание Асеньки Львовны Майзель и Бори Тайгина, 25 экз.,
самопал на компьюторе, клеевой переплёт)
11 лет
Валентин Исаакович Левитин пролежал в гипсе, с костным туберкулёзом:
Ср.:
“Отец рано умер от чахотки, а сама она в детстве и юности страдала
тем же недугом (“туберулез и костей и легких”); в течение нескольких
лет была прикована к постели, год была слепа, на всю жизнь осталась
хромой. “Люди, которых воспитали болезни, они совсем иные, совсем
особенные” (автобиография).”
/Черубина де Габриак, она же Елизавета Ивановна Дмитриева-Васильева/
(“Сто
поэтесс Серебряного века”, сост. М.Л.Гаспаров, О.Б.Кушлина,
Т.Л.Никольская, СПб, 1996, стр. 278)
ЛЕВИТИН, МОСИЭВ, ШЕМЯКИН
превратим диалог в триалог (методом гг. тупицыных)
...
для чего придётся набирать писмо дона Луиса Ортеги, он же – Эдди
Мосиэв, харьковский “кубинец”
начинал Эдди Мосиэв – то ли в Риге, то ли в Харькове, но вместе с
В.И.Левитиным, ещё со студенчества, архитектурного
(a
propos: проясняется, по части рисунка-композиции и общей эрудиции
“по Западу” – на архитектурных именно это и давали, в преизбытке)
о
Мосиэве ходили легенды, в начале 60-х: ходил по Харькову “барбудос”,
в военной форме “хаки”, с чёрной бородищей, и утверждал, что он из
“испанских детей” 1936-го, и вообще – кубинец
фиделькастро был тогда в интеллигентской моде (плюс, хэмингуэй –
бородатым портретом на книжной полочке, даже у будущего лауреата)
Эдди и
канал за “кубинца”, что одновременно позволяло ему выставлять (и
продавать) сугубую абстракцию в Лавке художника, на Невском
под
видом “экслибрисов” ли (охотно покупаемых итээрнёй: “Запад-с”!), или
просто эстампов
я их
запомнил (обратил внимание, на сером фоне остальной ЛОСХ-продукции),
наряду с абсолютной абстракцией рижанина же Вилли Бруя
звучащему “по-русски” Валентину Левитину – приходилось сдавать на
комиссию всё-таки пейзаж, или, позднее, абстрактно-декоративные
брошки (вместе с Бровиной)
при
этом, питерский пейзаж, из-за искажений формальных – приходилось
выдавать за “амстердам” (которого никто в этой лавке – не видел)
помимо, немаловажным отступлением, Левитин изобрёл так называемую
(мною) “левотипию”
ограниченный, физически, неподвижной техникой, у стола (это Шемякин
к 70-му дотанцовался у мольберта до варикозных вен: по 12 часов,
стоя), Левитин – сидя – изощрялся в монотипии и офорте
что
именно и как он делал, мне (зачастую присутствовавшему) было
невнятно, я у него тиснул единожды бездарную монотипию чёрным на
стекле, для практики – и мало что понял
Левитин же умудрялся делать с монотипии – тираж
приносит в Лавку оттиск – там его ценят, как оригинальное
произведение (повыше тиражного, но тоже нищенски: 30-40-60 рублей,
помнится смутно)
через
неделю волокёт ещё один, точно такой же
в
Лавке, посовещавшись, принимают
когда
Левитин приволок третий – там заволновались: “а сколько у вас ещё?”
– “а сколько надо?”
в
Лавке состоялось заседание приёмочной комиссии: тираж это, или –
оригинальное?... по технике – все сходились, что это оригинал,
монотипия, а по количеству...
поэтому, неофициально, я и ввёл в искусствоведение термин
“левотипия”, который не особо афишировал, привожу на бумаге впервые
...
переходим к его соратнику, Эдди:
письмо
из харькова, февраль(?) 1960 (примечания в.и.левитина), в правом
верхнем углу – “иконописная физиономия”, офоротом(или чёрной
монотипией?), возможно – “фирменная бумага” Мосиэва
“Здравствуй, Валька!
Твоему
письму тоже пришлось срасить мою субботнюю меланхолию. Кулечек*
жареного картофеля объяснил мне, что я скучаю по Европе, по
выставкам, по дружбе.
(*
“Кулёчек жареного картофеля” – одна из песен И.Монтана. – В.Л.)
Здесь
вместо английских абстракций выставка Азербайджана – тебя бы
стошнило. Особенной дружбы с художниками не получается. В этом есть
какая-то грань отчужденности. Уистлер, по-моему, тонок но слащав.
Прошу тебя, опиши Святослава Рериха*, что за птица, столь
нашумевшая. О Браке я не имею досточного понятия, но я бы его не
поставил рядом с Пикассо. “Абсент” – прекрасная вещь.
Ты
спрашиваешь о контуре:
После
Харькова жесткость контура я довел до предела, до условности, до
явно формального звучания.
Иногда
[контур – зачёркнуто] линия сливается с черными пятнами композиции.
Я достиг нежности цвета и твердой линии. Этот стиль принес немало
удачных вещей. Вместе с тем я сделал несколько вещей с ослабленной
линейностью, и вовсе без намеченной линии,но пока такой метод мне не
нравится.
Сейчас
я получил несколько денежных заказов на панно (3х4) и 3 монотипии
(70х50) для выставки. После этих заказов я могу полгода не думать о
деньгах. Недавно я попробовал сделать иллюстрации в черной
монотипии. Интересно, как получится это в цинке.
Все-таки здесь надоело. Было бы хорошо, если бы нам удалось поехать
на море в августе. Там бы я прекрасно работал.
Вета*
здесь совсем захандрила и уже давно не рисовала. Поездка ей бы очень
понравилась.
В
последнее время я работал очень мало. Из новых композиций интересны
“Похороны Стендаля”, портрет женщины в кафе и трое сумасшедших у
окна.
Твою
гравюру Джотто(*?) похвалил и пожалел, что нет возможности
посмотреть твои вещи.
В
Русском музее мне понравились две гравюры Кравченко – совершенно в
нашем духе. Ты наверно их видел.
Валька, попробуй найти работу в издательстве.
Вета
передает тебе привет.
До
свидания.
Эдди.”
/письмо начала* 60 года, харьков – В.Л./
“Вета”
Елизавета Маковейская – первая жена Эдди, замечательная художница. С
Эдди она не смогла быть, когда он из Тифлиса поехал под Москву
пытаясь зацепиться там, она уехала в Харькив и так там живет,
кажется что почти потом не работала. – В.Л.
“Джотто” – возможно, кто-то из зарубежных клиентов Мосиэва. – ККК
К
датировке: выставка и визит С.Рериха имели место быть летом 1960,
когда я был в тайге на Дальнем Востоке. А мать мне писала, что
виделась с другом детства, Светиком, и общались. (Дед мой был
главным служителем в Обществе поощрения художеств у Рериха, и
Святослав и Юрик вязали моему деду носочки на фронт, в Первую
империалистическую). Так что Мосиэв не мог писать Левитину – раньше
осени 1960. – ККК
...
вместе, в материалах, завалялась открыточка Шемякина – Левитину (с
изображением церкви Сакре-Кер на Монмартре):
“Paris-1972г. м-ц Апрель
Дорогой Валя! Не часто Встречались мы в нашем любимом и НЕПОВТОРИМОМ
Питере... Но всегда я испытывал к тебе чувство искренней симпатии и
уважения, как к честнейшему художнику и прямому, хоть и замкнутому
человеку!
Не
удалось увидеть тебя перед отъездом и обнять на прощанье. Но сам
понимаешь, маршрут был не известен. ...
Но вот
я и в нашем Paris. Скучаю конечно по России безумно!!! Даже не мог
представить что так можно скучать!
Но
жизнь здесь хоть и трудная и нелёгкая но таки ИНТЕРЕСНАЯ!!!
Прежде
Всего скучаешь по друзьям!!!
Что
нового в питере? Если не лень то чиркни мне писульку.
Обнимаю крепко. Привет супруге.
Ваш
Миша Шемякин.”
Шемякин находился в Париже всего 4 месяца, уехав в декабре 1971.
Ностальгия, обострённая – знакома.
Характерно, что мои друзья и Учителя – Левитин, В.Я.Ситников –
брезгливо оценивая Шемякина как “штукаря” и голого коммерсушника, не
признавая за ним никаких художественных талантов – бережно хранили
его немногие открытки или расписки-автографы (Ситников всем
показывал расписку Шемякина о будущей покупке “Жопы под зонтиком, в
реке”, которая, выставясь у меня в 1985-м – ушла вовсе в Париж, к
Володе Ленэ, за неведомую мне сумму, на той же выставке, в
августе-сентябре).
/12
марта 2002/
см. далее
СКЛАДЕНЬ 4-ЫЙ (и последний?)