ПИФАГОРЕЕЦ В.ЛЕВИТИН В ЧЕТЫРЁХ
СКЛАДНЯХ
МЕДИТАЦИЯ
VERSUS
ПОЛИТАГИТАЦИЯ
/черновой этюд
в.левитину в серых тонах/
ТАНЦУЕМ ОТ:
... “гад” –
“счастье” (иврит)
... самым последним
умирает мозг
“сезаанн... сезааан...
всю жизнь писал яааблочко...” (падает в обморок) – белкин на
психфаке в январе 73
– правда ли, что
ребёнок первые 3 недели видит всё вверх ногами? /герка, сын –
матери, наталье “пропащей”, 22 января 1995/
... живём мы задом
наперед
/”пропащая”, тогда
же/
... перевёрнутый
натюрморт – проверка на прочность постановки: не валится – значит,
правильно
... зеркальный
натюрморт – гармония асимметрии
/офорт, “левотипия”
левитина, левопись да-винчи/
... а если заменить
цвета?
Зелёный цвет любят
только коровы – кандинский /”зелёный цвет буржуазен, он по вкусу
только жующим коровам” – по чужой уже памяти – митьков?/
“такая отравит!” –
детишки о “шоколаднице” лиотара, перекрашенной в зелёные колера /белкин/
... тревожные цвета
херинга и кунса
дисгармония
западоидов
салунный лубок
пионеров запада
... европейская /...
еврейская?.../ гамма – межберг, вейсберг, шолом шварц, шварцман,
левитин
... красный цвет
раздражает быка, хотя видит он в чёрно-белом
/корову он
раздражает тоже, но тореадоры предпочитают их не дразнить: нападают
“без ритуала”, просто/
... нортон
психологически не видит зелёно-коричневую /охристую, тёплую/ гамму –
отторжение? но круто торчит на холодной, сине-голубой – повешенные
“зеркалкой” межберг и некрасов /проверено на примере, неоднократно/
... смотреть на
живопись левитина поутру – очень помогает от мордобоя.
“жемчуг надо
выбирать поутру, в 10 часов, у окна, выходящего на север”
(бр. стругацкие)
мандала или
гармония, обратная перспектива, квадрат – всё это объясняет, но не
помогает.
борение гармонии с
дисгармонией мира, хаос, преобразованный в даос – формула покоя,
движение неподвижного.
икона – канон;
только что кто-то сказал (зиновьев?), что в ХIII
веке на Руси гениев было пруд-пруди, а в ХХ – считаные, да и те не
туда.
мандала; шварцман –
/знак равенства/ – михнов/кулаков (виньковецкий, богданов,
галецкий).
михнов – на фоне
неба и моря – сжимается в микрокосм; кулаков – расширяется в радугу
неба. проверено опытным путём.
один шварцман –
живёт /одиноко/ в многохолстинной студии шемякина. видено дважды.
зимний пейзаж на
снегу, с самоваром и водкой – из серии неосуществлённых проектов.
грабарь, бурлюк, кустодиев, ситников, володя гаврилов (“голые тигры
и голые бабы в сибирском лесу”).
фон должен вмещать
натуру – уроки осмеркина, неусвоенные учеником (терещенко). – абрам
ницберг потребовал нарастить “обрезание” кобальтовым фоном усечённой
обнажёнке конца 40-х.
коренная (лерка) на
куче дров в зимних жанрах неврасова /опечатка: неКрасова, не
саврасова/; тёмносиний фон /ярко/ писан хозяйственной краской.
крашенный натюрморт
в раскрашенном фоне осипа сидлина: урок, не усвоенный басиным и
басинцами /недо-сидлинцами/.
радуга серого –
серый день на дворцовой с шемякиным; поздняя осень 63-го. тона:
малиновый, синий, зелёный, серобуромалиновый – в сером осеннем небе.
поздняя осень 73-го
– розовый город осенних листьев и луж; на голодный желудок по
кировскому и к неве, с леночкой глуховской.
белый цвет –
составной, многорадужный; серый – сдвиг и посыл в сторону
многоликости цвета и света.
жемчуг межберга,
вейсберга, шали шварца, левитина.
серый жемчуг в.я.
ситникова и гаврильчика.
серые холсты группы
сидлинцев. раскрашенные от руки, в безнадежной попытке постижения
цвета.
серо-чёрно-коричневая песнь краснопевцева. терракота! и
манхэттенские “кирпичики” /в потёках извёстки/ димы плавинского.
черепаха.
ручной –
харьковской! – тонировки /рижские/ прибалтийские питерские офорты
левитина.
однозначно
серо-сине-голубые книги и офорты шведов и эстов. алексис
константинович раннит.
монохром володи
титова; школа ситникова. монохром ориентально-линейный а. шнурова.
графика и живопись
скульптора соханевича: чёрный, серый и синий – на серой подложке.
уроки бенвенуто и
ники валентиновны: подложка и оправа камней. гранат – в серебро,
брильянт – в золото: терьяковско-купецкие штучки. /подсознательная
опечатка: териак/терьяк/третьяков/териоки/. фаберже дробь
денисов-уральский. век осьмнадцатый: брильянт в посеребреное золото
или платину, гранат и рубин – в тёплое золото /красно-червонное/.
уроки павловска,
позолотчиков: зелёный грунт-подложка для холодного золота, красный –
для тёплого.
МАГИЯ ЗНАКА
/НЕПЕРЕВЁРТЫВАЮЩИЙСЯ НАТЮРМОРТ/
художники учили:
перевернуть натюрморт – если не падает – сделан.
картину нужно
вертеть.
вращает, пиша
таковую – суфийка-уйгурка гюльбакхор ашимова /наблюдал, объясняла/.
изобретаю подложку
для натюрмортов левитина /масло/.
возвращаюсь:
“половина картины – в раме” (батька алипий).
рамы тюльпанова, юры
звягинцева (juri
svjagintsev,
texas).
рамы, которые я
выносил из эрмитажа (жучок; предназначены для сожжения) – резное
чёрное дерево, фигурный багет.
возвращаясь к свету.
хрустальные люстры
мертвы. сюзанна масси привозила кучумову мерцающе-мигающие лампочки
из лувра. в мариинском дворце /горсовете/ захотели таких же.
отказались: цена /не говоря что валюта/.
в жилых покоях
вдовствующей импетартрицы в павловске, в 66-м, я ввёл живые цветы в
интерьер – расставлялись в вазонах; за окном – личный садик марии
флдоровны. осень, позднее лето – цветы.
потом кучумов ввёл
музыку (гобои и флейты вани шумилина).
на выставке антона
розенберга в 88-м в подвале на брайтоне – каждые четверть часа гас
свет. на четверть часа: искали супера заменить пробки. в промежутках
– ходили с блюдечками зажжённых кошерных свечей. выставлялся –
“праздник синхостейры в московской синагоге”, с этюдами голов /самая
“кошерная” – у донского казака, принявшего иудаизм!/; и – “персей и
андромаха”, гойевской школы московская живопись.
картины мерцали и
оживали.
“жемчуг нужно
выбирать в 10 утра у окна выходящего на север”.
ФИГУРА ЗНАКА –
ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ. ГЕРМЕТИЗМ МИНИМАЛИЗМА.
гиероглифический
жест михнова – со сломанной кистью /руки/ – менты грузили художника
в блядовозку – ложку держать не мог. подписывал абстракцию 60-го,
придерживая правую левой.
мастихин в руках
оживал – продолжением жеста мысли.
кисть сальватора
дали – копьё, при росписи изнутри прозрачного купола.
шпага фехтовальщика
– продолжение жеста-желания. живёт одно остриё. задействованная
иными (не бытовыми) центрами мозга – работает кисть.
рукИ или колонковая
– не суть.
построение креста.
построение свастики. движение взгляда. посолонь – за правым плечом
стоит ангел. влево – диавол.
нельзя плевать в
ангела.
строгое построение
“ормузд – ариман”. четыре стороны света. бесстрастность
географических карт. гармония непокоя.
“синхостейру” я
повесил
a la
деисус. на древесной плите, окантовка – бледно-бежевый бумажный
скотч. квадратные этюды голов, размером в ладонь – миниатюрами вдоль
по бокам. сверху – купол /и небо/, внизу – люди /земля/. по бокам,
вертикалью – 6 или 8 квадратов /квадратиков/.
картина жила. в
центре – /мечеть, синанога – “синяя нога”? – пардон, опечатка!,
церковь, языческий храм/ – высветлялся алтарь.
таково же построение
язычески-христианских /светово/ картин виньковецкого и целкова.
внутренний свет иконы – покойный яша. глубина (наполненность)
пустоты – ранний целков.
построение храма.
крест в сечении плана. мандала. круг, обнимающий крест – твердь
знаемая.
крест работы
н.рериха на могиле римского-корсакова /? – да!/ в некрополе лавры –
новгородский: круг, обнимающий крест. /крест, разрывающий круг/.
в. шинкарев. тот,
что “танцует один”. четыре стены, пол, потолок. в центре фигура.
лампочка над головой – свет свыше? дверь зацентрована в задней –
выход? уход? “синхостейра” антона? храм одиночества. крест.
то же –
“юлиан-отступник” (домашнее название-кликуха) архитектора-живописца
в. некрасова – серый крест, безликая фигура играющего на гармошке в
дверях.
у левитина –
натюрморт в нише. ниша – архитектура. натюрморт – мёртвая жизнь.
двоение: слева цветы, справа бутыль или дом. слева железо мёртвых
цветов, справа – бетон и стекло мёртвой не-жизни.
музыки нет.
она внутри,
застывшая в пластику форм. звучит неприлично, шаблоном.
музыка сфер. для
меня она не.
для левитина да.
(падеревский, как помню.)
для михнова – пабло
казалес.
для овчины –
когда-то – звучал палестрина.
для шемякина – миша
гулько и робер де визе. и конечно, шульженко и зыкина. и высоцкий.
шучу. НЕ как музыка. музыка – бах. посвящённая памяти матери (моей,
евдокии петровны захарычевой): обложка квартета. четверо.
четвероконечье креста. и конечно же – мандала.
натюрморт.
архитектор левитин. застывшая музыка сфер. симфония в сером – так
хотел я назвать /предварительно сняв/ фильм о роальде.
“О строки рядом
дроты претыкая,
Тогда Роальд
невидимый сверкал
Он дал мне
орифламму, утекая,
Он первым был и
первым быть не стал...”
(анри волохонский,
поэма “ручной лев”, ант. т.2А)
читалось:
“когда о стрелы
дроты претыкая
тогда роальд
неистовый сверкал” –
в транскрипции
памяти непрочной: претыкать стрелы о дроты – хотелось более, и
невидимый роальд стал неистовым, к своему полутёзке, коему обращал.
там, на маклина,
рядом с домом блока, переехав из гавани /светлой комнаты – на
залив?/, окном 6-го этажа в остроудлиннённокронных деревьях узкий и
высокий двор – одно из двух окон левитина – проходная комната, она
же кухня, она же спальня, она же студия – офортный станок-самоделка,
проигрыватель с падеревским, свет слева – если сидеть на диване и
смотреть как валя, справа косая дверь. значит:
СВЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ
СЛЕВА.
художник-левша. в
задней комнате /тоже спальне/ студия жанны бровиной, к которой я
привёл левитина с галецким году в 64-м-66-м, к подружке эстер
вейнгер. галецкий сидел с эллой липпой /вся в чёрном/, весь в
чёрном, в чёрном свитере, рУки марселя марсо – вечный жест, рисовал
он тогда одной линией, даже лил одной линией чёрную эмаль на белый
холст – но где его “шляпа”?...
непьющий левитин
принёс простуженной жанке бутылку креплёного, мне выпить не дал:
лечил от ангины и гриппа.
жанка жила одна в
одной комнате, съехавшись – разменяли на две, в отдельной
“квартирке” на маклина. свидетельствовал их свадьбу во дворце на
набережной, супротив академии: валя просил, чтоб без понта и без
речей. но депутата дали бесплатно, в силу предвыборной компании.
праздновали, вроде, у меня. /или на неве, у ники?/.
бровина делала
брошки. с брошек-эмалей начинал и левитин, для лавки. изредка
покупали, но чаще, чем монотипии.
надо набрать список
музеев и работ, накарябанный почерком вали, для доджа.
сейчас и займусь –
отступлением от.
сиротливые 8 /почти
50/:
В музеях С.П.Б
1. Русский музей. 7
монотип/ий/.
2. Музей совр.
иск-ва “Царскосельская коллекция”. Живопись – графика. 4 р.
3. Фонд музея совр.
иску-ва в Манеже (Н.В.З?). Живопись 2 р. Графика 4 р.
4. Музей истории
С.П.Б. Графика 4 р.
5. Музей кв.
Достоевского. Графика 10 р.
6. Музей
А.Ахматовой. 8 р. Графика.
7. Музей А.Блока. 4
р. Графика.
8. Областной музей
графики. 2 р. Живопис. 2 р.
Итого: 7 монотипий
6? 8? живописи
34 графики
Всего: 47 работ. В
коллекциях Нортона Т. Доджа и Кузьминского – по 25 работ (примерно:
поделили по-братски). Офорты/монотипии/рисунки.
Плюс – У НОРТОНА
ЧЕТЫРЕ МАСЛА. 2 (или 3?) у меня.
/присовокупить:
валину антологию поэтов питера “в петербурге мы сойдемся снова” и
“числа” басинско-левитинские – ручная доводка цветом/
В коллекции
Н.Решетняка – ?
В коллекции П. и
А.Глузманов – 1-2?
– нешто махнуть у
полины на дюльфана или даже совсем межберга?...
... не видерман, не
вильнер, не шапиро, не паче басин – но: васми, шагин, шварц, арефьев
и гудзенко – “братки” барачника левитина. идущего – от шварцмана (с
70-х). а до – добужинский, анти-остроумова, анти-каплан, поскольку
главное: барак.
барак
многоквартирных крыш и каменных каналов, барак без лиц и без фигур,
барак барокко.
архитектурный стиль
– брандмауэр без окон. одно окно на весь пейзаж 13-ти домов. одно
окно на целый дом любых размеров и пропорций. окно в европу? нет,
скорее – на восток. лицом к восходу.
общность
самаркандских пейзажей межберга (и соломона россина!) с
питерско-харьковско-рижскими левитина.
пейзаж без окон.
есть небо, есть
стена, есть набережная, есть фонарь. но лишь одно окно. как око.
и в этом – общность
с шварцманом. икона – гиероглиф. иерат.
мир в окошке. капли
на стекле фотографа судака. неподвижность взгляда. живёт лишь звук.
/отсюда и поэты, валина любовь/. сочтём же окна в “числах”. одно.
/допустим – два/. не мир без окон, но – одно. допустим, два – два
ока, два окна.
“мир одноглаз без
каждого из нас” (анри – хвосту)
любимые поэты
левитина – не анри, не хвост, не роальд, и даже не я (его
первооткрытие), а – вторичные от бобышева/бродского /не бурлюка!/ –
кривулин, куприянов /поздний.../, стратановский, какие-то пудовкины
(фунтовкины, золотниковы) и прочие девушки. искусство
пост-классицизма.
не сева некрасов, не
величанский, не губанов – то: москва /о петербурге!/, а – хилые
ростки картофеля подвалов питерских, кривулинские шампиньоны.
кошерный классицизм, с потугой на барочность. псевдокубизм /не
мухинский, и не-немухинский, не рабинский барак/, а: псевдо-мина при
плохой игре.
отсюда:
псевдо-басин. он же – недо-сидлин.
сидя дома и глядя в
окно – на блоковский мир /реалии: красная-галерная, гавань,
смоленское и – предпоследний дом блока: зловещая пряжка, завод
“судомех”/, ко мне на бульвар и галерную, но:
достоевский.
кварталы доходных домов, дом-музей достоевского /первый покупщик
работ валентина левитина/ – ни слова о герте неменовой, к которой я
был приведён /то ли им, но уж всяко – не эрлем/, 2 нарцисса на рынке
кузнечном /ещё до музея фёдор михалыча/, лавка художника с бруем и
мосиэвым – ша.
бруй в париже, эдди
мосиэв /ставши “луисом ортегой”, “третьим по значению художником
испании – после дали и пикассо”, – цитатой из рекламного буклета/
обхаян в манеже по-чёрному, на выставке “500-т”; порушены напрочь
мрачно-”античные” /питерские/ руины вильнера /перерастя в раннего
богомолова – “от жука”: сам признался!/, круг левитина сузился в
мандалу, но расширясь, как око – во тьме.
око в мир –
“а на бельмах у
слепого
целый мир отображён:
дом, мужик, сарай,
корова,
клочья неба голубого
–
всё, чего не видит
он” –
никогда не слышал от
вали этих вот строк, да и иных каких, владислава фелициановича,
которые повторяю:
“а солнце ясно, небо
сине
а сверху – синяя
пустыня
и скорбь, и злость
моя кипит
и трость моя в чужой
гранит
неумолкаемо стучит”
–
повторял с 59-го,
как бы предвидя 75-ый...
и делал и делаю я
антологии питерские, не любя /ненавидя/ его, и единственный, /если
не главный!/, художник к ним – валя левитин...
/16 января 1995
нью-йорк/
P.S.:
левитин – промолчал.
(2000)
LEVIT97JAN-pis
3
генваря 97 – 11
февраля
валюня, вот и новый,
3 до третьего тысячелетия осталось... доживем?
на что и как – не
знаю. нортон сокращается со страшной силой: моя последняя надежда
(присуседиться своими картинками к нему) – упёрлась в “его” же
музей: теперь решает не он, а – директор и кураторы, ЧТО ему
покупать! привез на показ всего тебя (и малосадовские почеркушки).
директор, лихо: “это пойдёт, это не пойдёт...”, отобрал по 2 рисунка
на рыло (5-10%), остальное... увидел твоё, начала 60-х: “кубизм? это
нас не интересует!” (в америке, действительно, в начале 60-х –
процветал не кубизм, а – абстракция и поп-арт!); вцепился четырьмя
ногами в абстрактную твою почеркушку
а ля михнов, по
запоротому офорту
(случайную!) – “а-а-ах!” – так и “отбирали”... потом,
когда директора унесло, я показал нортону всё заново – ну, добавил
ещё пяток, к “выбранному”...
они берут – то, что
“будут выставлять”, ПЛАТИТ за это – нортон; сверх этого нортон
вправе взять сколько хочет ещё (но хранить это сам – в своих
табачных амбарах)...
вот такие вот
пироги...
бросаются, как
голодные шакалы, на любой самопал и самиздат (рукодельные книжечки
дурного вкуса “под футуризм”, а ля рюс) – ах, это так оригинально: у
них, в этой дикой россии – даже издательств нет!... а нортон
когда-то, с восторгом покупал наши с а.б.ивановым ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
макеты моих книжечек для “детгиза”,
не пощедшие за левизну, в 73-м...
мода сменилась.
теперь берут – только “новых” и “диких”; королева живописи – пизда
фигурина... и ейный принц – “формалист” ковальский...
я изменить в этом
раскладе ничего не могу...
когда вариант
сюзанны, бойкая пизда сельма холо или “шельма дырка” (как перевел ее
я), в конце 80-х делала в калифорнии выставку ПИТЕРА – я С БОЕМ
всунул туда двух художников: ... шемякина (раннего!) и...
арефьева... (“повешенных”!)
зато фигурина,
ковальский, герасименко, овчина, богомолов, вся шестерня вонючая –
были представлены роскошнейше...
мне были выражены
многочисленные благодарности, в кретинских каталогах и статьях...
проку?
словом, тыковка моя
милая – об чём тут говорить? я рву жопу, пытаясь всунуть на выставку
или в коллекцию что посерьёзней, их же кумиры – серёжа африка и
гриша брускин... и весь, без разбору, “соц-арт” – побольше серпов и
молотов! но и соц-арт берется – помягче (агрессивный и
“про-восточенный” саша шнуров, к примеру – не идёт!)
с поросячьим
восторгом восстанавливается г-дами тупицыными для постоянной
экспозиции – московский “апт-арт” 80-х: самодеятельная поебень,
якобы квартирная выставка детишек-игрунчиков; даже белкинская
спекуляция с “квартирной” в германии – смотрится суровым русским
музеем, по сравнению...
американцы – дети.
дебильные, капризные, и наглые. хотят – и смотрят, покупают.
БЕЗ СЛЕДА исчезли
работавшие и умершие в Америке – фешин, судейкин, бурлюк, григорьев,
дерюжинский, анисфельд – под ПОЛСОТНИ имён русского авангарда и
классики начала века, поминают их если иногда – то только в русских
эмигрантских газетах, этого “культурного гетто”...
дэвид рэмник в
“нью-йоркере” перечисляет основных поэтов и прозаиков нынешнего дня:
пригов, сорокин, виктор ерофеев... (саша соколов – упомянут лишь в
прямой речи сорокина, так, походя)
те же дела и с
художниками.
и, всё равно. надо.
продолжать. собирать. втюхивать нортону, пока жив: больше НИКТО не
займётся современным русским... а в его многотысячной коллекции –
всё сохранится, пусть и плавают на поверхности – пригов, шерстюк,
сундуков,
псевдо-лагерный ламм
и гриша брускин...
есть ещё –
“гамбургский счёт” (единственное, чем утешается легендарный вагрич
бахчанян, НЕ выставляющийся)
просто – очень
трудно что-либо нортону объяснять: теперь, помимо старых советчиков
тупицыных и левковой-ламм, нарисовались и новые: американские
кураторы ЕГО музея... но – и там: есть алка розенфельд, выпускница
академии, спец по французскому плакату “деко” и моя ученица по
60-м... она, в основном, и пашет. её слово – не решающее, но – тихой
сапой...
об арехе – поручили
писать мне. написал, собрав ВСЕ материалы (опубликованные и не),
опросив шевеленок (друг с СХШ), перерыв все ваши каталоги,
израильские, басинские – и добавив всё, что знал сам... сократили до
5 стр.
прочёл бабулькам
музейным (за бесплатно, в рамках работы) лекцию двухчасовую – вроде,
врубились мал-мал... (но очень мал-мал).
а арех у нортона –
блеск! была выставлена только графика, но – всех периодов, с
полсотни листов...
и перевод моей
статьи оплатили!
так и живём.
не смуряй, и жизнь
ещё не кончена, и денюжки какие-никакие...
но ты зато у нортона
(и половина – у меня!) представлен более чем достойно. продать же
удалось из присланного – процентов 10 пока... остальное – не слать
же взад? – будет храниться до случая, не пропадёт.
коля там сам с тобой
разберётся, у нас ним никаких секретов, всё по-братски, так что жду
вот его, у него там какое-то горе, он сегодня летит в питер, снабжу
его немногой денюжкой (нортон половину еще не прислал), на его ли
расходы, или как, пусть сам решает.
рассчитывать ни на
что
особо
не приходится, нортон был 15 октября, потом я к нему в музей ездил –
всё это хлопотно, сумбурно (у него никогда нет толком времени!),
“шляпа”, к примеру – висит уже у меня в сортире, он видел, одобрил,
но... о цене пока не говорили (были другие дела, с твоей графикой).
и нужно ещё мне закончить (И ПЕРЕВЕСТИ!) эссей “о шляпе”: год? я
датирую “не раньше 65-го”, хвост, увидев: “до 67-го”... может, ты –
ПОМНИШЬ? (не подписанная, и не датированная...)
пишу и вообще о юре,
о его витринах и т.д. – нортон все мои статьи одобряет и
приветствует, но – без перевода прочесть не может... я же, со своим
почти полным аглицким – на ихней мове ленюсь писать (не в кайф!),
приходится оплачивать переводчика...
словом, то что
смогли – сделали, это всё ещё не конец (но и не начало!), а так,
серединка... буду продолжать пытаться с нортоном (если б не музей,
чорт бы его побрал!), раньше было куда легче, но раньше и работ-имён
у нортона было помене...
обнимаю вас с жанкой
и желаю героически держаться, творить (жанка меня пронзила: держал
её за девчонку-сцыкушку – а она почти ровесница! и созретая
мастерица, очень строгие работы, хотя и с некоторой дрожью в
руке...)
держитесь, а я тут
пытаюсь удержаться на плову, что с каждым годом сложнее...
мышь и собачки шлют
вам нежные поклоны и поцелуи, вспоминаем вас часто и с радостью,
плюй на всё, валя, и – делай картинки. стоющее – не пропадёт. о
герде – вспоминаю и рассказываю почти ежедневно, я в неё просто
влюблён был, дивная она была...
никто не умер,
молотом:
“мёртые не умерли,
пока живы помнящие о них” (неточной цитатой по памяти)
– с оськой и
посмертно продолжаю ругаться, и с серёженькой довлатовым, и...
к новому году было
много подарков, но две моих малых книжечки – печатник запорол... вот
такой подарочек, пришлось отказаться и сдать третью, готовую... это
который печатал мне “башню”: всё удовольствие – 362 доллара (плюс
пересылка, съездить на 3 часа дороги было не на ком...) за 300 же
экземпляров “башни”. этак я сам всего себя издам, малоформатного,
правда... роман – 1000 стр., поэма “ада” – 1000, “сирены” – под 500
вылезают (да иллюстрации в этой печатне не вытянуть...), основное –
останется для “посмертных”...
пытаюсь вот
выбраться из города – но надо набрать денюжки, да завести машину –
покамест всё это мечта...
никола расскажет.
ещё тысячу и один
раз обнимаю, целуем.
кокака, мышь и 3
собачки (старшенькая еле держится на ножках...)
3 января, 7.40
вечера...
ну вот, тыковка моя
луковая – как тут писать письма, когда коля позвонил часа в 3, что
едет-улетает, я сел /лёг/ писать к тебе, часов в 6 он ворвался с
воплем: “самолёт! горю!” – и я не успел даже распечатать
написанное...
пошлю поштой. заодно
– и на сестрицу копию – вдруг не дойдёт?
а у меня сидели саша
кедрин (племянник поэта дмитрия), 40-го года р., ташкентский
скульптор-архитектор-керамист И художник... с сашей бродским,
“главным мозгоёбом арт-партии “правда””, пришедшим за правкой к
газете “правда”
№3...
и хозяин явился за квартплатой... и коля налету... а потом пришел
таджико-еврей юра абдурахманов, монументалист-чеканщик, собирающийся
издавать русский журнал по искусству, где в 1-м номере должен идти
арех, во 2-м ситников, в 3-м ты...
один тут журнал уже
вышел, “профиль” димки стрижова, привёз 31-го, под новый... 100 стр.
цвета, супердизайн, фото меня и курёшки, словом, жизнь идёт. даже
для мёртвых. (я тут, рассказывая старушкам горестную судьбу ареха,
подумал, и в заключение заблажал: “но он умер – в париже!”...)
каждый день тут
что-нибудь и кто-нибудь, не поспеваю ничего, но это – нормально.
11 февраля...
послал? не
послал?... с этими тусовками-перетусовками, тарарамом, хлопотами,
болячками, собачками – гулинька, “хайди-догони-ветер”, вчера тихо
отошла, пока сидел никола и еще больной художник с папашей приехали
показать новые картины, 3 больших холста... пока то, да сё – гули и
не стало. отрезал пару шерстинок на память, завернул в свой старый
драный халат, тёплый, в простыню... лежит сейчас на балконе, жду
звонка “танцующей ветеринарши”, нэнси, она позаботится о кремации...
уж как просил её, гулю – дождаться домика: за 18 тысяч, в трёх часах
езды – развалюха, но – сосна и ручей на участке (а луну дают за
бесплатно), правда, ручей занимает всю почти “пахотную землю”,
участочек 100х100, приблизительно, метров, а сосна – поднимает угол
дома и выворотила уже крыльцо, но хозяин не спускает ни копейки, а
мне и эти только в долг набирать, больше половины...
но больше в
прокуренной кухоньке жить нельзя: дыхалка не дышит, глаза – еле
смотрят, народ прёт по делу (а больше – без), с пособий, того гляди,
в нынешнем году скинут или урежут – надо переходить на выращивание
мешка картошки и горшка гороха...
слава – не кормит, а
“литерутурой” я в январе заработал 165 долл. – из четырёх полных
полос осталось с гулькин нос... это мне и на сигареты не хватит:
2х3х30 (3 пачки в день) выходит 180, а ещё и стреляют – гости и
вовсе которые безденежные...
послал жоре вайнеру,
глав.вреду, писмо с предложением – не печатать, но платить. как
некий редактор рижской газеты в 30-е – платил ежемесячного
отступного поэту, чтоб не носил и не слал в редакцию стихов. имя
поэта было – константин бальмонт...
вовика шинкарева
привезли на сердешную оперецию, за десяток картин – обнюхали в
йейле: 3 месяца не курить, потом – посмотрим. завтра улетает в зад.
с ним и пошлю. если успеют с колей заехать до 5-ти.
а в 5 мне идти (час
на метро) к 71-летней галине (алине) издебской, дочери соратника
кульбина и кандинского. работ отца одесского периода (1908-17) у нее
не осталось, только скульптуры последних лет (1940-60),
“не-футуристические”, а она хочет что-то сделать в память его и
легендарного “салона издебского”... и ткнуться ей тут (а родилась во
франции) ей тоже некуда и не к кому, маргаритка
дьяковицкая-татевосян послала ко мне...
а и бурлюка выставку
(из уфимского музея) тоже уже предлагал – нэ трэба...
художник, он, каждый
– думает о себе (а о ком еще?), а я и с питерской-то коллекцией
бессилен. выставлена сейчас в манхэттене, в рамках программы
“санкт-петербург” (вместе с кальсонами и ботиками петра, вывесками,
гравюрами и ковриками тимура новикова /куратор – гнида боровский, из
русского/, 45 картин коллекции нортона. смотреть не пошел, чтобы не
расстраиваться: там, правда, и арех, и ранний шемякин, и рохлин, и
тюльпан, и рухин, но и – дешёвки-ассамбляжи воинова /80-е/, и
наверняка, всяческая овчина... твои – “еще не
обработаны/каталогизированы”, а в целом, уровень – подтянут на
показуху. мне и смотреть не надо, и так вижу.
алка читала лекцию
на скверном аглицком (а нортон перед лекцией мне звонил, справиться,
где и в каких томах антологии о каких художниках написано, чтоб ей
послать... сам при этом, по-русски – не читая...)
меня же, за
бездипломностью и безбилетностью – уже никуда не пускают и не зовут.
а на днях умер алек
рапопорт (слава Богу, с год как полу-помирились!), гарик элинсон
звонил в отчаянности из калифорнии...
праздновали
годовщину смерти курёхина, виолончелист боря райскин закатил
фестиваль памяти. я было отбрыкивался (в газетах –
покровителями-звёздами названы шемякин, шелл с андрейченко и
комары-в-мармеладе), но, раз заявлен был в программе – пришел
выступать. церковка в гринвич-вилледже (рядом с оськиным жильём),
билеты зарядили по двадцатке, дождь, морось – насчитал в зале 18
человек. потом еще приходили и уходили, с 8-ми и до 12-ти – ну, под
30, а это был один из доброй дюжины вечеров музыкальных, в память...
но и передо мной – играли такие ассы, что я ошизел от восторга, в
помощь мне подкинули кларнетиста аркашу кириченко (у входа и
“репетировали”), и – за 10 минут моего – сорвали тройной аплодисман.
я, в честь курёшки – читал на сорока языках, а закончил
импровизацией на языке ток-писин (нео-меланезийском жаргоне),
аркашка, разойдясь в конце, дал дивную втору голосом и на кларнете,
словом, было не слабо.
но фестиваль,
естественно, не окупился: это ж на пугачеву-киркорова, королёву и
прочую попсу публика валит, а там были только музыканты, да
молодёжь.
молодёжь была (под
300) и на последнем “аукцыоне” – половина моих учеников, остальные –
поклонники (мои же), “аукцыон” прошёл ничего, только хвоста они
завалили... изругал их потом.
пишу о роке сейчас,
по их светлым харям (нарисовывающимся на поклон) и старым
самиздатским рок-журнальчикам...
7-го был дворянский
бал (куда меня, шляхтича, не позвали) и презентация книжки юльки
беломлинской (куда позвали и чествовали), книжку сделал я с мышью, я
же и открыл вечер “ночью на лысой горе”, потом читала юлька, потом –
мощнейше – слава могутин, потом володя друк (бывшая звезда
московской “приговской” тусовки), пела юлька с дочерью, и закончил –
“псалмом” (посвященным мне) – гениальный еврейский актер яша явно...
успех был потрясный, юлька продала на 700 книг и кассет, да стольник
выделил ей “с напитков” хозяин бара, виктор (бывший муж балерины
калерии федичевой... каля тоже с год как, от рака)...
так и живем, не
сказать, чтобы скучно.
мой приёмыш бренер –
наскандалил-таки в голландии до тюрьмы: намалевал знак доллара
аэрозолем на полотне малевича в музее, в знак протеста против
коммерциализации искусства...
(на
дорогу в голландию, при этом – наскрёб ему я, пару сотен: так что и
мой трудовой цент – вложен в зелёный доллар на малевиче!)
закатили первую
выставку шнурова (и частично, меня: серия “артек” из моей коллекции
готтентоток) в баре “сибирь”, угол 50-й и бродвея, в самом бойком
месте, 5 телевидений и би-би-си показывали, готовлю сейчас там –
некрасыча...
хозяин бара (бар –
на спуске в метро) – сынок не то сенатора, не то конгрессмена,
шляются шишки от демократов, не музей – но реклама. пьют до 6-ти
утра, под моими
голыми
папуасками в
пионерских галстуках и суровой монохромной живописью саши...
на музеи, валя,
можно рассчитывать – лет через 50, через 100. раньше никак не
получается. от дюрера – много ли осталось? а от вермеера?...
важно – чтоб хоть
что-то осталось, а остальное – семечки. так, тусовка и развлечение
(чтоб не скучно было).
готовлю еще одну, в
“медведе” ж. групповую.
а жить – пока как-то
получается, на что. с голоду еще не померли, а там, глядишь, и
вспашу свою сотку – а на склонах ручья рисовые плантации разведу...
ослика куплю, или,
лучше, верблюда-бактриана, двугорбого: они в монголии к холоду
привычные. а заметает там так, что семь миль до магазина (10 км) –
только на верблюде или вездеходе. до нью-йорка, правда, 150 миль –
на верблюде не доедешь, ну, куплю мыши машину – за 300. или даже за
500. со временем.
завтра, может, со
шнуровым поедут смотреть будущий дом-музей им. волошина... 3 часа
туда, да 3 обратно, да час ещё на метро... клади 8, да там часа 2-3
– план снять, балки осмотреть, чего чинить прикинуть... дом
полу-нежилой, полная развалюха, на всё лето работы-ремонта (за
деньги и не говорю)... но выбора нетути...
работки что из твоих
– со временем, глдяишь, и продадутся (коли нортон будет в
настроении), пока – сделал, что смог.
а с денюжкой значит
так: 2 мыкола уже привез, еще будут 2 же, с им же. ужо.
просил вот и у
любаси добашиной-шнейдерман ее ассамбляж с битой чашкой (на фото с
эдиком, в томе 5А) – не чешутся.
а со скульптурами и
трёхмеркой – у нортона почти пусто.
нашел тут одну
деревяшку, аркаши мороза, краснодеревщика-скульптора, резанную из
пня – заламывает 10 тысяч (за которые нортон не купит, да и мне
интересу нету). да и скульптором серьёзным он стал лишь тут (46-го
года пацан), а тутошнее – нортону ни к чему...
а скульптор-то он
нынче – класс!
цены всё едут вниз,
а коллекция – вширь (а не вглубь!). “митьков”-то, идиотиков моих –
не могу прилично подобрать, вот и выставляется африка и новиков
вместо них... а олег котельников – хуюшки...
“гамбургский счёт” –
не утешает: кушать-то и мне, и художникам – надо сейчас, а не
посмертно...
арех, слава Те,
напёк и нарассовал – многие сотни работ, а братки его: НИ ОДНОГО
шали в музее, парочка масел васми, шагина нортон не ест, зато –
наташка жилина (аж в каталоге, и поздняя), гудзи – одна досточка в
бостоне у приятеля, поздняя, гром есть, но – проку? всё дико
неравномерно: 1-200-4-6-25-0 – вот в такой пропорции... то же и с
сынками их: ни мити толком, ни вовика, зато – белле! (тот ещё
“митёк”, штамповавший фальшаки шемякина...) а флоренских – 2 рисунка
и вагон печатной продукции...
и это только те,
кого я знаю.
а с.с.шеф? что –
кроме имени? а никола называет мне имена и вовсе неслыханные... но
явно – стоющие.
ехать самому в питер
– мне не на что, накладно, хлопотно и поздно.
посылал гришу
копеляна хотя бы за вильнером, “лавочным” – ни фига.
а – когда-то
легендарный валера дорер?... а лагерник борис крейцер? (узнал тут,
сиделый!) – даже “слово о словах” и рабле в его исполнении,
незабываемом... этого в музее нортона нет. зато – кабаков/булатов –
вся халтура для московского “детгиза”...
писмо же отправляю с
вовиком, который 25 лет назад ходил проситься к тебе в ученики, а
сейчас я его бью по голове, чтоб бросил курить, а то и операция не
поможет. для обучения – продай ему какую картинку, не заламывая:
лучше братьям-художникам (и поэтам), чем буржуа и новым рюсским!
вот, прошу его
отнять у заразы белкина мою бронзовую голову работы гриши
израилевича (мать, от отчаянья – раздавала направо и налево, хоть
друзьям), и заодно его с гришей бы связать, грише я уж писал – нет
ли хоть гипсовой отливки меня?...
а ещё прошу вовика
отснять знаменитые бюсты на баллюстраде особняка бобринских, и
поспрошать у гриши: кто там из его друзей изображён? или это –
легенда?... графу бобринскому, осьмнадцати лет, в париже – я уже эту
легенду продал... граф очень смеялись.
вот, вроде, и
заканчиваю послание, расписался, а глаза (единственный!) болять от
компутора, целую тебя и жанку и зайца, увидимся, если не в этой – то
в братской могиле, уж точно!
писать тебе мне
лепотно, а от тебя лишь каракули, да и то больше про лекарствия... с
которыми и здесь трудно: мышь, по слепоте, купила мне жидкость для
промывания контактых линз (вместо глаз), потому шрифт очень мелкий,
а в аптеках, кроме рецептов казённых, ничего и не подскажут-покажут:
бери с полки сам... ну и берут. 10 долларов на выброс... сейчас
пошла новое покупать.
она тоже вас целует
и обнимает.
ваш ка-ка.
2002:
ответа
на писмо (и писма), естественно, не последовало
(хотел, в заключение, свеженьким куском говна – поместить
предостережение общему другу, о моей “непорядочности”, но не нашёл
емели
а и
фиг с ней, и так всё ясно – читайте ефимова-довлатова)
/9
февраля 2002/
finis?...
/складень закончен-докомпанован 13 марта 2002/
см. далее
“ПЯТЫЙ СКЛАДЕНЬ”